Главные вкладки

    Урок русского языка "Образование слов с помощью приставки",2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Лариса Геннадьевна Карпова

               Урок русского языка.

    Тема: Образование слов с помощью приставки.

    Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставочном способе словообразования.

    Задачи:

    Образовательная – учить  образовывать слова  приставочным способом в соответствии с заданной моделью, отрабатывать умение находить слова с приставками.

     Развивающая – продолжить развитие внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять.

    Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

    Оборудование и материалы:

    - учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 1;.

    - мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;

    - презентация.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка.

    Тема: Образование слов с помощью приставки.

    Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставочном способе словообразования.

    Задачи:

    Образовательная – учить  образовывать слова  приставочным способом в соответствии с заданной моделью, отрабатывать умение находить слова с приставками.

     Развивающая – продолжить развитие внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять.

    Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.

    Формирование УУД:

    Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; осознание значимости данного умения для образования новых однокоренных слов.

    Метапредметные результаты:

    познавательные: подведение под понятие; выведения следствия; обобщение понятия «приставка» (синтез как составление целого из частей);

    регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать;

    коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

    Предметные результаты: учить образовывать слова приставочным способом в соответствии с заданной моделью; находить слова с приставками; определять способ образования слов.    

    Оборудование и материалы:

    - учебник: С. В Иванов, М.И. Кузнецова «Русский язык. 2 класс» - в двух частях, часть 1;.

    - мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска;

    - презентация.

    Методы: проблемный, объяснительно – иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.

    Технологии: игровая, ИКТ, технология развития критического мышления, рефлексия.

    Формы организации урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Цель этапа.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Результат.

    1.Организационный

    момент. «Психологическая установка на работу»  

    Создание эмоционального настроя.

    - Сегодня у нас необычный день – к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.

    - Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

    - Я спрошу у вас: Готовы? Отвечайте!
    - Мои детки все здоровы? Отвечайте!
    - Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету прошепчу:

    «Будет интересно!»

    Приветствуют гостей.

    - Все готовы!

    - Все здоровы!

    Уметь  организовывать себя в начале урока.

    2.Актуализация знаний.

    3. Введение нового знания.

    Обобщение знаний по теме «Приставка»; развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

    Подведение под понятие. Вывод.

    -Откройте тетради, запишите число и классную работу.

    - Ребята, прочитайте девиз нашего урока (слайд)

    -Как вы понимаете данное выражение?

    - Найдите в этом предложении глагол.

    - Покажите с помощью, какой части слова образовалось данное слово.

    - Эту частичку мы сейчас пропишем.

    - Прочитайте тему урока (на слайде).

    -Что вы уже знаете по этой теме?

    - Если мы уже столько знаем про приставки, то зачем же тогда мы вновь обращаемся к этой теме?

    - Давайте вспомним, как же пишутся приставки?

    - Интересно узнать что-то новое про приставку?

    - Прочитайте записанные (слайд) слова и спишите их парами в свою тетрадь:

    играл – заиграл

    летел – прилетел

    бежал – прибежал

    - Определите, при помощи чего образовались вторые слова каждой пары?

    - Если слова образовались при помощи приставки, то, как может называться такой способ образования слов?

    - Прочитаем рубрику «Тайны языка» в учебнике.

    - Так что же новое про приставку мы сегодня на уроке узнали?

    Записывают в тетради число и классную работу

    Ученик громко прочитывает предложение на слайде.

    Дети высказывают своё мнение.

    Слово «заруби» является глаголом.

    -  С помощью приставки «за»

    Минутка чистописания.

    - «Образование слов при помощи приставок».

    1. Приставка – это часть слова.

    2. Стоит перед корнем.

    3.Служит для образования новых слов.

    4. Имеет значение.

    5.Отмечается определённым значком.

    6.Знаем,  как найти приставку.

    7. Знаем, как писать приставки.

     Мы будем повторять про приставки или узнаем что-то новое.

    Есть приставки с буквой «а»:

    -на-, -над- , -за- .

    Есть приставки с буквой «о»:

    -о-, -об-, -обо-, -по-, -под-, -про-,-до-, -от-. –ото-. Их написание нужно запомнить.

    Ответы детей.

    Записывают слова.

    - При помощи приставок.

    (называют и выделяют приставки)

    - Приставочный

    - Если слово образовано с помощью приставки, то такой способ образования называется приставочным.

    Обобщать знания по теме.

    Умение делать выводы в результате наблюдений.

    4. Целеполагание

    Умение ставить цели.

    - Исходя из того нового материала о приставке, какие мы поставим цели?

    (Если дети будут затрудняться в постановке целей, попросить их посмотреть задания к упражнениям урока).

    1. Определять способ образования слов.

    2.Образовывать новые слова с помощью приставок.

    3. Находить слова образованные приставочным способом.

    Способность ставить и принимать учебные цели.

            Физкультминутка

    Вы, наверное устали?

    Ну тогда все дружно встали.

    С при – приставкою присесть,

    С по – приставкою подняться,

    С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

    С по – приставкой посмеяться,

    С вы – вытягиваем руки,

    С о – опустим их опять.

    Вот и все настало время

    С за – зарядку завершать.

    5. Закрепление

    Умение образовывать слова с помощью приставок.

    Умение контролировать свою деятельность и деятельность товарища.

    Определение способа образования слов. Умение высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

    Развитие навыков самооценки.

    Находить слова, образованные приставочным способом.

    - Прочитайте задание упражнения 1.

    Что надо сделать?

    - Чему будем учиться, выполняя это задание?

    - Когда это умение нам пригодиться?

    - Вы будете работать по группам

    Каждая группа берёт по приставке, и образуют слова с заданными приставками.

    Коллективная проверка на доске.

    - Как называется  способ, при помощи которого вы образовали слова?

    Упр. 2

    - Прочитайте слова:

    присниться

    предобрый

    слететь

    накричать

    - От каких слов они образованы, и каким способом?

    - Чему учились, выполняя это задание?

    - Прочитайте задание упражнения 3.

    -Что надо сделать?

    Подарить, поехать, победить, порадоваться.

    Нарисовать, начать, написать, намочить.

    Забежать, запрятать, заплакать, запасать.

    - Над какой целью будем работать?

    - Что нужно сделать, чтобы найти  слова, образованные приставочным способом?

    (Оказываю индивидуальную помощь.)

    Проверка.

    - Оцените свою работу с этим заданием:

    нарисуйте кружок и закрасьте его полностью, если задание выполнено правильно, закрасьте половину кружка, если были ошибки, кружок не закрашен, если не смогли справиться с работой.

    - Образовать 2-3 слова с каждой данной в упражнении приставкой.

    - Образовывать слова с помощью приставки.

    При подборе родственных слов.

    Работа в группах.

    Капитан записывает слова на листочке, затем выписывает на доску.

    -Приставочный.

    4 ученика выходят к доске, выполняют задание, комментируя свои действия.

    сниться

    добрый

    лететь

    кричать

    - Слова образованы приставочным способом.

    - Определять способ образования слов.

    Читают самостоятельно задание.

    -Записать только те слова, которые образованы приставочным способом.

    - Находить слова, образованные приставочным способом.

    - Найти слово, от которого оно образовалось, и выяснить, использовалась ли для этого приставка.

    Работа в парах.

    Дети называют слова, которые выписали. Объясняют причину, по которой не выписали то или иное слово.

    Уметь образовывать слова с помощью приставки. Расширение словарного запаса

    Умение находить слова, образованные приставочным способом.

    Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

    6. Итог урока.

    Рефлексия.

    Закрепление изученного материала. Определение собственного знания и незнания.

    - Какие на уроке мы ставили цели?

    - Удалось ли их достигнуть?

    - Каким способом?

    - Какие получили результаты?

    - Поработайте ещё над этим материалом дома.

    Домашнее задание  – Упр.4

    Оцените свою работу с помощью фишек трёх цветов.

    Красный цвет – Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко.

    Зелёный цвет - Мне кое-что не понятно, надо поработать ещё.

    Синий цвет - Ничего не понимаю, нужна помощь

    - Всем спасибо за работу.

    Называют цели.

    Образовывать слова с приставкой.

    -Мы выполняли…

    -Научились….

    - Ещё потренироваться…

    «Украшаем ёлочку». Фишки наклеиваем на рисунок ёлки.

    Развитие навыков самооценки.

                                 

    Единый методический день

    МБОУСОШ № 6

    Русский язык

    Тема: «Образование слов при помощи приставки»

    Составитель: Карпова Л.Г.,

    учитель начальных классов

    2015-2016 учебный год

    У вас на столах кружочки трёх цветов. Ими мы будем пользоваться в течении всего урока. 

    • Кто согласен с ответом, кому всё понятно на уроке -  поднимаете зелёный кружок.
    • Кто сомневается – жёлтый кружок.
    • Кто не согласен с ответом – красный кружок.

    Фронтальная работа. У вас на столах есть карточки со звездочками. Прочитайте задание, выполните его самостоятельно. Кому трудно поднимите руку, но сначала попытайтесь выполнить сами.

    Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

    …лить

    …лить

    …лить

    …лить

    …лить

    Вставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

    …лить чай в чашку,

    …лить цветы,

    …лить воду из ведра,

    …лить сок из банки в кувшин.

    Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

    ___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц!

    Проверка вслух.

    Я предлагаю вам работу в парах. Запишите одним словом ответ на вопрос. Выделите приставки.

    На карточках:

    Начал говорить - ________________________

    Начал бежать - _________________________

    Начал цвести - ____________________________

    Закончил читать - __________________________

    Закончил расти - ___________________________

    Итог урока. Рефлексия. (3мин)

    - Чему учились сегодня на уроке?
    - Чему можете научить своих одноклассников?
    - От чего испытали радость?
    - Что огорчило?
    - А в целом, с каким настроением работали?

    Урок сегодня был удачный,
    Не прошёл для вас он зря.
    Вы все очень постарались.
    Вам понравилось, друзья?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Девиз урока: «Заруби себе на носу»

    Слайд 3

    Образование слов при помощи приставок

    Слайд 4

    -на-, -над-, -за- -о-, -об-, -обо-, -по-, -под-, -про-, -от-, -ото-

    Слайд 5

    играл – заиграл летел –прилетел бежал -прибежал

    Слайд 6

    Цели: Определять способ образования слов. Образовывать новые слова с помощью приставок. Находить слова, образованные приставочным способом .

    Слайд 8

    Мне удалось … Меня удивило… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за … Итог урока Я могу похвалить себя за… Мне понравилось…

    Слайд 9

    Спасибо за работу! Дальнейших Вам успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Образование слов спомощью приставок.

    примерный учебный материал к уроку по теме "Образование слов спомощью приставок"....

    Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"

    Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"...

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Образование слов при помощи приставок»

    Цель урока – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с п...

    Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

    Данный урок можно включить на этапе закрепления по теме "Образование слов"...

    Презентация к уроку русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

    Презентация дополнит урок мультимедийным сопровождением. (Урок русского языка "Образование новых слов" 2 класс "ПНШ"...

    Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ

    Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....