Конспект урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью суффиксов" . УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска РТ

Конспект урока  русского языка во 2 классе

УМК Начальная школа XXI века

   «Образование слов при помощи суффиксов»

Составила учитель начальных классов

Гиздатуллина Зульфия Анваровна

2021 год

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов

     Задачи урока:  

     1.Формировать умение образовывать  слова суффиксальным способом по заданным моделям;          отрабатывать      умение выделять корень, суффикс.

     2. Развивать орфографическую зоркость.

     3.Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Планируемые результаты:  

Предметные: уметь выделять части слова корень, суффикс; уметь образовывать новые слова суффиксальным способом.

Познавательные: расширять словарный запас учащихся.

Коммуникативные: уметь строить высказывания, аргументировать свои ответы, работать в паре.

Регулятивные: уметь организовать собственную деятельность.

Личностные:  проявлять  положительное отношение к учению.

Методы обучения: деятельностный

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века, оценочный лист ученика, карточки для работы в паре; мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный  момент

 -Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, новых знаний и удачи.

-А как называют человека, которому улыбается удача?

-Правильно, удачливый.

II.Мотивация к деятельности. Постановка цели  урока.

   Записывают дату. Классная работа.

Минутка чистописания:

удача-удачливый.

-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные, существительное, прилагательное, в слове удачливый суффикс –лив)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке русского языке? (повторять существительные и прилагательные, повторять суффиксы и т.д)

- Давайте, ребята, сформулируем тему урока

  (образование новых слов при помощи суффиксов)          

-Какую цель мы поставим на уроке? Чему будем учиться сегодня на уроке?

 (Научиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

- Верно. Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при  помощи суффиксов.

-Как называется способ образования новых слов с помощью суффикса? (суффиксальный)

III. Актуализация знаний

- Что такое суффикс?

- Для чего служат суффиксы?  (Суффиксы имеют значение, образуют новые слова)

-А теперь поработаем в парах. Нужно записать все изученные нами суффиксы существительных и прилагательных. (работают в карточке)

Суффиксы существительных

Суффиксы прилагательных

к,-ок, -онок, -ёнок, очк, -ечк, -ик, -ек, ушк,,…

н,  -ов, -лив. –чив, -ив, -ев, -еньк, …

IV. Первичное усвоение новых знаний и способ действия.

 Упражнения в образовании  слов с помощью суффиксов.

Работа по учебнику  на стр.138 Упр.1 (фронтальная работа)

  - Измени сочетания слов по образцу. Обозначь корни и суффиксы в полученных прилагательных. Определи способ словообразования.

Образец:  тропинка в лесу – лесная тропинка (Показ образца на доске).

- Какой способ словообразования? (суффиксальный)

Проверка работы по эталону   на слайде.

дорожка в саду –  садовая дорожка

  воротник их меха – меховой воротник

варенье из вишни – вишнёвое варенье

-Какую часть речи мы образовывали? (Сад-садовая, мех-меховой, вишня-вишнёвое)

-Какой вывод мы можем  сделать?

 

Сделаем вывод: с помощью суффиксов  можно образовать  новые  слова, новые части речи.

ФИЗМИНУТКА

V.   Первичная проверка понимания. 

Работа в парах. Упр.2 на стр.138

От глаголов варить, рубить, качать образуйте существительные с помощью суффикса –к- по образцу в учебнике.

варить-варка

рубить-рубка

качать-качка

Взаимопроверка выполненных работ.

VI. Первичное закрепление.

- А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно.

Упр. 3 на с.138

- От данных слов при помощи суффикса -ок образуйте  новые слова. Выделите суффикс.

-Какое значение имеет суффикс –ок? (уменьшительно-ласкательное).

Проверка по эталону на слайде  (на полях дети карандашом ставят сами себе оценку)

пирог-пирожок

петух-петушок

друг-дружок

луг-лужок

 

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция.

 -Что интересного вы заметили?

-О чем забыл Серёжа, если у него получились такие слова: «пирогок», «петухок», «другок», «лугок»? (Чередование согласных в корне слова)

VIII. Сообщение домашнего задания и инструктаж.

Упр.6 стр.139. Списать текст. Определить способ образования выделенных слов. Обозначить в них корень и суффикс.

IX. Рефлексия

- Какую цель мы  ставили на уроке?   (Научиться образовывать новые  слова с помощью суффиксов)

 - Мы цели достигли? Научились образовывать новые слова при помощи суффиксов?

-  Мы сейчас это проверим.  Оцените себя по таблице. Раскрасьте смайлик зелёным цветом, если все у вас получилось, жёлтым, если были ошибки, красным, если ошибок было много (листочки на парте)

Определи степень достигнутых результатов.

Результат  моей деятельности

 1.Я могу находить суффиксы в словах

     

2. Я могу образовывать новые слова при помощи суффиксов

3. Я могу правильно писать суффиксы

-Я проверю ваши листы самооценки. Завтра на уроке мы продолжим работу  с суффиксами,  и нам предстоит ещё много нового узнать.

   - Спасибо за работу на уроке. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива.

Конспект урока "Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива....

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе "Лексическое значение слов. Многозначные слова" программа "Школа России"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова.Цель: Систематизировать знания о многозначных и однозначных словах. Формировать умение распознавать мно...