Признаки дисграфии и дискалькулии.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Ершова Надежда Анатольевна

Статья для родителей о признаках дисграфии и дискалькулии у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема с почерком - ДИСГРАФИЯ

   Дисграфия также известна как несогласованность визуального восприятия и моторики. Таким детям сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.

   Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Так как их часто ругают за это, дети нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в себе.

   Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв. Дисграфия также может развиться при неодинаковом формировании полушарий головного мозга. Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях. Это состояние может быть обусловлено генетически.

На что следует обратить внимание?

   ∙ Леворукость.

   ∙ Раньше был левшой, но принудительно переучили писать правой рукой.

   ∙ Двуязычная семья.

   ∙ Семейная история проблем с письмом.

   ∙ Ребенок раньше занимался с логопедом.

   ∙ У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием.

   ∙ Ребенок рано пошел в школу.

   ∙ У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня», «колиж» вместо «колледж»).

   ∙ Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

К признакам дисграфии относятся:

   ∙ Нестандартный способ держать ручку или карандаш, часто при этом большой палец лежит поверх других пальцев («зажимание в кулаке»).

   ∙ Дети младшего возраста часто кладут голову на стол, чтобы следить за движением кончика карандаша при письме.

   ∙ Зажимают карандаш так сильно, что кисть может затекать или болеть. Ребенок часто перестает писать, отпускает карандаш и трясет рукой чтобы снять напряжение.

   ∙ Письмо для таких детей – это медленный, трудный, не автоматический процесс.

   ∙ При начертании отдельных букв, такие дети используют нестандартные начальные и конечные точки.

   ∙ У таких детей огромная проблема заставить буквы «сидеть» на горизонтальных линиях тетради.

   ∙ Списывание с доски для них – очень медленный, болезненный и изнуряющий процесс. Кидая  взгляд на доску, такие дети 14 визуально «захватывают» всего одну или две буквы, несколько раз тихо произносят звук(и) этих букв, затем пристально вглядываются в свою тетрадь при написании этой/этих букв. Это повторяется раз за разом. При этом, дислектики теряют место, где они закончили списывать, дополнительно напрягаются пытаясь его отыскать, потому что при каждом взгляде на доску они видят текст словно заново. Стараясь успеть за темпом учителя и за одноклассниками, дислектики второпях неправильно пишут буквы, пропускают слова, целые предложения или даже абзацы, не расставляют знаки препинания, не учитывают заглавные и прописные буквы – при том, что такие дети вполне могут прочитать написанный на доске текст.

   ∙ Нестандартно располагают свои записи/конспекты на странице. Зачастую игнорируют поля. Могут располагать слова с большими интервалами, или же писать слова «в кучу». Испытывают трудности с переносом слов по слогам. Не оставляют заранее место перед полями для переноса.

   ∙ Эти дети чрезвычайно сложно обучаются письму курсивом, постоянно путают написание похожих букв. У них проблемы с написанием заглавных курсивных букв.

Качество письменных работ.

Люди с дислексией зачастую выполняют «некачественные письменные работы». Это подчеркивает огромную разницу между их способностью рассказать что-либо и способностью записать то же самое. Для них характерно:

   ∙ Избегать выполнения письменных работ, когда только возможно.

   ∙ Записывать все в виде одного очень длинного предложения.

   ∙ Не понимать, что абзац должен начинаться с красной строки, предложение с заглавной буквы, а в конце ставятся знаки препинания.

   ∙ Не понимать разницу между предложением и словосочетанием.

   ∙ Допускать орфографические ошибки, несмотря на постоянные попытки использовать короткие, односложные слова, в написании которых они «уверены».

   ∙ Очень долго записывать, как следствие дисграфии.

   ∙ Писать очень неразборчиво, как следствие дисграфии.

   ∙ Плохо организовывать пространство на странице, как описано выше.

   ∙ Не замечать своих ошибок при проверочном чтении. При этом они читают то, что имели в виду, когда писали, а не то, что написано на самом деле.

Проблемы с математикой – ДИСКАЛЬКУЛИЯ

   Многие дислектики весьма одарены математически. Их способность к трехмерной визуализации позволяет им в прямом смысле «видеть» математические концепции быстрее и отчетливее по сравнению с недислектиками. К сожалению, проблемы с относительным пространственным положением, запоминанием наизусть, чтением и выполнением последовательности действий может сделать для них решение даже простейших математических задач настолько сложным, что их истинная одаренность в этой сфере остается скрытой от окружающих и их самих. Такие вещи как доказательство теорем по геометрии для детей-дислектиков сравнимы разве что только с кошмарным сном.

    В обучении дискалькулия проявляется в невозможности запоминания условия задачи, планировании ее решения. Ребенок не способен организовать собственное время, что оказывает негативное влияние на его учебу. На что следует обратить внимание в школе:

  ∙ Ребенок не понимает структуру числа.

  ∙ Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения.

  ∙ Ребенку трудно сравнить количества предметов.

  ∙ При вычислениях пользуется счётом на пальцах и другими своими приёмами.

  ∙ Не может произвести даже простейшие цепочки арифметических действий.

  ∙ Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);

  ∙ Не может запомнить математические термины.

Дислектикам с дискалькулией сложно:

  ∙ Учить правила сложения и вычитания.

  ∙ Учить таблицу умножения.

  ∙ Запоминать последовательности при делении в столбик или при умножении на скобки.18

  ∙ Читать условия задач и записывать решения к ним.

  ∙ Подставлять полученные значения в новые выражения.

  ∙ Записывать примеры и уравнения в правильной последовательности.

  ∙ Показывать свою работу: они часто «видят» математику у себя в голове, знают правильный ответ не понимая почему они его знают, при этом их методы решения могут кардинально отличаться от того, что показано в учебнике. Но при этом решение абсолютно логично а результат правильный. Но это невозможно показать на бумаге, как того требуют учителя.

   Дислектики зачастую достигают поразительных результатов в алгебре, геометрии, высшей математике, если с ними занимался учитель, способный донести до них математические принципы не по школьной программе, а в понятной для дислектика форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Логопедическое занятие с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме «Слова-признаки».

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса VIII вида с сложной формой дисграфии по теме "Слова-признаки",презентация к занятию....

Дисграфия у младших школьников:виды, признаки и что делать?

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное...

Педагогическая коррекция дискалькулии

Индивидуальная консультация для родителей по оказанию помощи обучающейся с дискалькулией...

«Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии»

В настоящее время совокупность нарушений счетных операций и трудности формирования математических категорий у детей объединены понятием дискалькулия.Дискалькулия – это специфическое наруш...

Дисграфия. Признаки.

Продолжаем про этого страшного зверя "дисграфия".Как же определить, есть ли у ребенка "дисграфия" или элементы дисграфии? Первое, на что нужно обратить внимание в письме ребен...