Признаки нарушения слоговой структуры слов у младших школьников
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В статье дан краткий перечень нарушений слоговой структуры слов. Родители и педагоги могут вовремя опознать эти нарушения  у учеников и обратиться к специалисту-логопеду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

      Одними из признаков нарушения устной речи  являются искажения  слоговой структуры слов. При этом школьники могут произносить  изолированно и  в простых словах все звуки речи, то есть звуковая сторона  речи  будет сформирована  достаточно. Трудности произнесения учащимися  многосложных слов и слов сложной слоговой структуры наблюдаются в следующем:

1.Пропуск звуков в стечении согласных и гласных на границе слогов, например: «акварим», «аквалагист»,

2.Перестановка  или замена звука  на близкий звук по звучанию, в середине слова, например: «часовчик», «заморожка», «стлекоза».

3.Пропуск слогов в середине слова, например: «термотр», «снегока», «регуровщик», «водоводчик».

4.Перестановка слогов местами, например: «под мухоромом», «со скороводки», «барелина».

5.Опускание окончаний слов (недоговаривание) или упрощение слова до более простого, знакомого, например: голова тигра – тигрина (тигриная), уши у слона- слона (слоновьи).

     Подобные ошибки из устной речи учеников начальной школы довольно часто переносятся на письмо. Дети, не усвоившие правильное воспроизведение  длинных, многосложных слов или  слов со сложной словообразовательной формой, становятся неуспевающими по русскому языку. Это происходит по ряду причин:

1.Ребенок не воспринимает четкую конструкцию слова из-за недоразвития фонематического слуха (отдельные элементы-звуки или слоги, просто «выпадают» из поля восприятия ребенка).

2. У ребенка нечеткая дикция, что позволяет ему «проглатывать» звуки и слоги, искажая структуру слова.

3.Ребенок пропускает слоги или опускает окончания слов, вследствие недостаточного объема  слухоречевой памяти.

4.У ребенка низкий  уровень словарного запаса, который не даёт возможности овладеть точным употреблением слова в нужный момент времени- слова «путаются» с другими по близкому звучанию или произносятся искаженно  без  понимания их смыслового значения.

          Основными задачами   коррекционной работы становятся:

1.Формирование слоговой структуры слова у младших школьников, через использование схем, условных знаков и обозначений;

2. Упражнение в усвоении слов сложной слоговой структуры и многосложных слов (многосложные слова- слова, состоящие из 4 слогов и более).

3.Расширение и уточнение словарного запаса многосложных слов через использование лексико-грамматических заданий на уровне словосочетания, предложения и текста.

 Задания и упражнения даются таким образом, что предполагает постепенное  усложнение  в них словесного материала:

  • Простые, знакомые детям многосложные слова, со стечением согласных, словосочетания и предложения с этими словами, например: гимнастика, табуретка, гостиница, погремушка, телевизор, сковородка, комбинезон, голубоглазый, температура, подберезовик и т.д.;
  • Далее лексический материал усложняется за счет перехода к школьным и учебным терминам, словарным словам, простым по семантике, но сложным по звуко-слоговой структуре, например: самостоятельность ,электричество, путешественница, тракторист, представление, разнообразие, скульптура, пресмыкающиеся, пространство, существование и т.п.;
  • Лексический материал включает сложные по семантике и звуко-слоговой структуре термины, терминологические обороты, орфографические правила и другой лексический материал, заимствованный из учебников и учебных пособий для школьников младших классов, например:  Антарктида, простофиля, пренебрежение, автопогрузчик, распространение, классификация, промышленность, гидроэлектростанция, хлорирование, традесканция, железнодорожный переезд, кругосветное путешествие и т.д.

На начальных этапах работы, нужно использовать наглядные схемы, которые облегчают детям проговаривание слов. Постепенно их использование можно уменьшить и школьники, самостоятельно, без опоры на схему, смогут произносить   слоговую программу слова.

В ходе коррекции слоговой структуры слова, используется  прием «наращивания» количества слогов в слове. Этот прием можно усложнить, благодаря  одновременной работе над грамматическими категориями:

  • Величины, например: табуретка-табуреточка, помидор-помидорчик, и т.д.;
  • Числа, например: колокольчик-колокольчики, подснежник-подснежники, милиционер-милиционеры, и т.п.;
  • Рода, например: продавец-продавщица, учитель-учительница, и т.д.;
  • Сопоставление начальных и уменьшительно-ласкательных форм существительных, образованных при помощи разных суффиксов, например: крыжовник-крыжовничек, подберёзовик-подберезовичек, кукушка-кукушечка;
  • Сопоставление формы мужского и женского рода глаголов ед.числа прошедшего времени, например: напоминал-напоминала, выдвигал-выдвигала, обклеивал-обклеивала, и т.д.;

   Закрепление  слоговой структуры слова  происходит в дальнейшем в высказываниях. Таким образом, одновременно осуществляется развитие синтаксической стороны речи.

Материал подготовила:

учитель-логопед Ойцева Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"

Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю  презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I И II УРОВНЕЙ.

Работа над звуко-слоговой структурой слова - есть необходимое условие формирования внятной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи....

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...

«Как помочь ребенку логопату с нарушением слоговой структуры слова»

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавлениелишних звуков и слогов....

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Это н...