Составление рассказа по пиктограммам для детей с РАС по теме "Весенние признаки".
план-конспект по логопедии

Сафонова Светлана Николаевна

В публикацию включены: краткий конспект занятия, пиктограммы, презентация и рабочий лист для учащихся у которых есть серьезные нарушения в коммуникативной сфере. Но этот материал подойдет и для работы воспитателя в детском саду. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект «Весенние признаки» для детей с ОВЗ.

Задачи:

- закрепить знания детей об основных признаках весны;

- развивать диалоговую и монологовую речь, учить составлять рассказ с опорой на пиктограммы;

- воспитывать интерес к наблюдениям за явлениями в природе.

Материалы: Картинки с пиктограммами, презентация, музыкальные файлы на компьютере, музыкальный инструмент треугольник, рабочие листы для неговорящих детей, клей-карандаш, кораблик.

Ход занятия.

Объявление темы занятия.

-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Какой месяц? Какой месяц будет после? Какая за окном погода? Как нужно вести себя на занятие? (ответы детей с опорой на пиктограммы и визуальное расписание). Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составить рассказ.

- Хорошо, давайте пересядем к экрану.

Основная часть. Показ презентации.

Слайд 1.

- Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составлять рассказ об этом времени года.

Слайд 2.

-Назовите, пожалуйста весенние месяцы (март, апрель и май). А какие они по счету? (если есть затруднения, то обратить внимание детей на картинку с месяцами и их порядковыми числами). Мы начинаем отсчет месяцев с январь. Это первый месяц года, второй месяц года февраль и т.д. Значит март, апрель и май это 3, 4 и 5 месяц в году.

Слайд 3.

Поэтому на первой пиктограмме мы видим числа 3, 4 и 5. Это значит, что весенние месяцы — это март, апрель и май.

Слайд 4.

- Какие еще признаки весны вы знаете? (наводящие вопросы: зимой мы приходили в школы на улице было темно. А сейчас утром и вечером гораздо светлее). Это значит, что день становится длиннее, а ночь короче.

Слайд 5.

Этот признак мы обозначаем такой пиктограммой.

Слайд 6.

- Давайте вспомним, как часто сейчас светит солнце? И сейчас мы с вами чувствуем, что оно не только светит чаще и дольше, но и начинает греть.

Слайд 7.

 - Поэтому следующий признак зимы, обозначаем пиктограммой обозначающей солнце.

Слайд 8.

- Из-за того, что день становится длиннее, солнце светит сильнее и чаще, температура воздухам повышается. Становится гораздо теплее, чем зимой.

Слайд 9.

- Этот признак мы обозначаем заглавной буквой Т, первая буква слова температура. И стрелочкой, идущей вверх.

Слайд 10.

- Хорошо. Дальше. Раз становится теплее, солнышко греет, что же происходит с снегом и льдом? Правильно, они начинают таять.

Слайд 11.

- Обозначаем этот признак картинкой в виде тающих сосулек.

Слайд 12.

- А какой признак весны, вы видите на этой картинке? Правильно, бегут ручьи. Тает очень много снега и льда, и вся эта вода соединяется в большие и маленькие ручьи. И одна из любимых детских забав это пускать по ручьям кораблики и наблюдать как вода несет их вперед.

Слайд 13.

Физкультминутка «Ручей»

Давайте поиграем с вами в игру. Мы будем передавать друг другу кораблик, как будто мы ручей, а несем кораблик по течению. Когда будет играть медленная мелодия, мы будем передавать кораблик медленно, когда быстрая мелодия, мы будем передавать кораблик быстрее.

Молодцы.

Слайд 14.

- этот признак зимы обозначаем картинкой ручья, несущего кораблик

Слайд 15.

- Дальше мы с вами можем наблюдать, что от того что солнышко греет, температура поднимается, тает снег, появляются проталины. И из земли прорастают первые цветы.

Слайд 16.

- обозначим этот признак такой картинкой.

Слайд 17.

- давайте вспомним, что мы теперь очень часто можем услышать на улице? (как поют птицы). Конечно, вернулись наши перелетные птицы : скворцы, грачи, ласточки и очень громко и красиво поют.

Слайд 18.

- а картинке у нас силуэт поющей птицы.

Слайд 19.

- Очень хорошо. В середине весны появляются не только первые цветы и травы, но и набухают почки и порастают первые листочки.

Слайд 20.

- обозначим этот признак картинкой с веточкой.

Слайд 21.

- И теперь, когда на улице тепло, растаял снег и появляются первые растения, мы можем встретить кого? Правильно, просыпаются насекомые.

Слайд 22.

- обозначаем этот признак такой пиктограммой.

Слайд 23.

- а чем мы можем заниматься весной? (пускать кораблики по ручью, бегать по лужам, собирать цветы, слушать пение птиц и т.д.). Давайте подумаем, за что же нам нравится весна? Может нам нравится, что становится теплее, может нам нравятся весенние праздники, может нам нравится, что теперь на улицах много зелени и ярких цветов и т.д.

Слайд 24.

- пиктограмма с сердечком и различными картинками о весне.

Слайд 25.

- а теперь мы пересядем за свои парты и попробуйте с помощью пиктограмм на нашей доске составить рассказ о весне. (Учащиеся, у которых есть затруднения с речью, работают в рабочих листах. Наклеивают к каждому признаку весны, соответствующую пиктограмму.). За партой сидим ровно, спинки прямые.

Составление рассказа.

Пример рассказа.

Сейчас весна. Весенние месяцы — это март, апрель и май. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце светит чаще и греет. Температура повышается. Тает снег и лед. Бегут ручьи. Появляются первые цветы. Возвращаются перелётные птицы. Набухают почки. Просыпаются насекомые. Мне нравится весна потому, что……(называют что-то свое).

Учащиеся, которые не говорят, составляют рассказ из картинок.

Слайд 26.

Заключительная часть.

Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и повторили основные признаки весны и всех получилось составить рассказ о весне.

Давайте встанем в круг и закончим наше занятие игрой «Треугольник я беру».

Игра: Учащиеся стоят кругом, в середине круга стоит водящий. Дети идут о кругу и говорят слова: «Треугольник я беру, в треугольник постучу». Водящий стучит палочкой по треугольнику 3 раза. Потом говорит такие слова: «Треугольник я отдам и на место встану сам». Отдает инструмент другому ученику и встает в круг. Игра повторяется 3-4 раза.

Спасибо за занятие.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Признаки весны».

Весенние месяцы – это март, апрель и май.

День становится короче, а ночь длиннее.

https://w7.pngwing.com/pngs/571/549/png-transparent-om-mandala-graphy-om-white-leaf-photography.png

Солнце светит чаще и греет.

Температура поднимается.

https://img2.freepng.ru/20180626/qxf/kisspng-logo-point-brand-angle-number-5b32ba9c91ca59.4495673015300512285972.jpg

Тает снег и лед.

https://ped-kopilka.ru/images/photos/ae3957e98c48990c5f6448c1db3a0627.jpg

Бегут ручьи.

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/18/18/snowdrop-vector-4451818.jpg

Появляются первые цветы.

https://image.flaticon.com/icons/png/512/45/45097.png

Возвращаются перелетные птицы.

https://thumbs.dreamstime.com/b/painted-branch-tree-kidney-isolated-white-background-graphically-98677167.jpg

Набухают почки и появляются первые листочки.

https://img.favpng.com/17/25/11/computer-icons-icon-design-symbol-clip-art-png-favpng-QdEt1W9ZW6dPs3FymMNSnReUw.jpghttps://ratatum.com/wp-content/uploads/2018/10/74-20.jpg

Просыпаются насекомые

Мне нравится весна потому, что ….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки весны Выполнил: воспитатель ГБОУ школа №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ март апрель май

Слайд 3

3,4,5

Слайд 4

День становится длиннее, а ночь короче

Слайд 6

Солнце светит чаще и греет

Слайд 8

Температура поднимается

Слайд 9

Т

Слайд 10

Тает снег и лед

Слайд 12

Бегут ручьи

Слайд 13

Физкультминутка «ручей»

Слайд 15

Появляются первые цветы

Слайд 17

Возвращаются перелетные птицы

Слайд 19

Набухают почки и появляются первые листочки

Слайд 21

Просыпаются насекомые

Слайд 23

За что мы любим весну

Слайд 25

Практическая часть Составление рассказа о весне

Слайд 26

МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа из деформированных предложений по теме "Птицы"

В материале дается подборка  рассказов про птиц. Данный материал возможно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках в начальной школе по русскму языку и окружающему миру.М...

Дидактическое упражнение для учащихся 2-3 классов. Составление рассказа "Лягушка-чесночница"

Данную презентацию можно использовать как на уроках русского языка, так и на логопедических занятиях по устранению нарушений речи, письма и чтения. Размещение в конце презентации задания с пазлами (пе...

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Пиктограммы для детей с РАС

Карточки для детей с РАС...