Главные вкладки

    Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Киселёва Лариса Николаевна

    Познакомить с видами предложений по цели высказы­вания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_12.docx23.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Виды предложений по цели высказывания. Развитие речи. Составление рассказа по картине

    К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

    Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

    Формирование универсальных учебных действий (УУД)

    личностные:

    - развивать умение выражать свое отношение  и  свои эмоции;

    - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    метапредметные:

    коммуникативные:

    - развивать умение слушать и понимать других;

    - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    - уметь работать в паре.

    регулятивные:

    - развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

    - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    познавательные:

    - развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

    - представлять информацию в виде схемы;

    - на основе анализа объектов делать выводы;

    - обобщать и классифицировать по признакам;

    - ориентироваться на страницах учебника;

    - находить ответы на вопросы.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    1. Каллиграфическая минутка.

    - Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    Вот два столба наискосок,

    А между ними – поясок.

    Ты эту букву знаешь? А?

    Перед тобою буква … (А)

    - Какой звук обозначает эта буква? (гласный)

    - Спишите, найдите закономерность

    А   а   А   аа   А   ааа

    - Прочитайте запись на доске.

    Дети, в, идут, осень. Школу.

    - Это предложение? Докажите.

    - Что такое предложение?

    - Составьте из данных слов предложение. Запишите.

    2. Работа с предложениями.

    - Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

    Наступила золотая осень.

    Туча на появилась небе.

    Петух клюёт зерно.

    Корабль стоит у.

    Яркое солнце светит на небе и греет землю.

    Зелёная трава.

    III. Самоопределение к деятельности. (На доске карточки с закрытыми буквами.)

    п

    р

    Е

    Д

    л

    о

    ж

    Е

    Н

    И

    Е

    - Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

    (Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

    - Из чего состоит текст? (Из предложений.)

    - Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

    - Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

    - Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

    - Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

    - Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

    - Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

    - Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

    - Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

    - Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

    - Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

    - Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

    - Прочитайте слово, которое получилось.

    - Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока.

    1. Беседа.

    - Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки. 

    Бурным чувствам

    Нет конца:

    Пылкий нрав

    У молодца. (Восклицательный знак.)

    Вечно думая

    Над смыслом,

    Изогнулся

    Коромыслом. (Вопросительный знак.)

    Загораживает Путь,

    Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

    2. Работа по учебнику.

    Упр. 20 (с. 17).

    - Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

    - Какие знаки стоят в конце предложений?

    - Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

    - На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

    -  Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

    - Прочитайте ниже сведения о языке.

    - Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

    - Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).

    - Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

    - Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. 

    Упр. 21 (с. 17).

    3. Работа со словом из словаря.

    - Отгадайте загадку.

    В поле - метёлкой,

    В мешке - золотом. (Овёс.)

    - Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

    - Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

    - Составьте предложение со словом овёс, запишите.

    - Запомните, как пишется это слово.

    4. Работа по учебнику.

    Упр. 22 (с. 18).

    - Прочитайте предложения.

    - Чем они похожи?

    - С какой интонацией они произносятся?

    - Выполните письменное задание к упражнению.

    - Прочитайте ниже сведения о языке.

    - Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

    - Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

    5. Распознавание предложений по цели высказывания.

    - Послушайте отрывки из стихотворений.

    У меня зазвонил телефон.

    - Кто говорит?

    - Слон.

    - Откуда?

    - От верблюда.

    - Что вам надо?

    - Шоколада. К. Чуковский.

    - Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

    -  Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

    - В чём дело?

    - Спасите!

    - Кого?

    - Бегемота!

    Наш бегемот провалился

    В болото... К. Чуковский.

    - Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

    - Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

    Физкультминутка.

    VII. Закрепление изученного материала.

    1. Работа по учебнику.

    Упр. 23 (с. 18).

    - Прочитайте выразительно побудительные предложения.

    - Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

    - Какие знаки стоят в конце предложений? 

    - Какие предложения называются побудительными?

    Упр. 24 (с. 19).

    - Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или

    Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)

    - Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    - Прочитайте предложения, которые вы выписали.

    - Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?

    Упр. 25 (с. 19).

    - Прочитайте задание.

    - Как нужно прочитать предложения?

    - Прочитайте предложения выразительно.

    - Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

    - Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

    2. Лексическая работа.

    - Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях

     употребляется?

    - Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

    Для чего нужны слёзы?

      Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

       Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

       Самые же знаменитые слёзы на свете - это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них - они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

    Текла река с названьем - Нил,

    И в ней плескался крокодил,

    А крокодил был тот престранный,

    Он был и хищный, и гуманный.

    Любого друга и соседа

    Он не чинясь тащил к обеду.

    Бывало, кончится обед,

    А гостя почему-то нет.

    Хозяин ел кого попало -

    Гиену, волка и шакала,

    Зато, когда обед кончался,

    Хозяин в слёзы ударялся.

    Его слезам почти поверя,

    Издалека кричали звери:

    - Эй, дядя, полно убиваться!

    Ты камышом начни питаться!

    Обжора отвечал уныло:

    - Ох, доброта меня сгубила!

    Я всех позвал бы на обед,

    Но аппетита больше нет...

    Я ваши семьи разлучил! -

    И разрыдался крокодил. Перевод Ю. Ильина.

    - Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

    VIII. Рефлексия.

    - Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

    - Спишите, поставьте знаки препинания.

    В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

    - Это не слонёнок Это почти взрослый слон

    - Почему же он такой маленький

    - Потому что это слон-карлик

    - А разве такие бывают

    - Как видите

    - За малый рост дали слону кличку Бэби. По В. Дурову.

    - Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

    - Оцените свою работу на уроке.

    IX. Подведение итогов урока.

    - С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то,

     побудить к действию.)

    1. Домашнее задание: упр. 26 (с. 20).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

    Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

    Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

    Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"

    Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"...

    Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

    Планируемые результаты:     Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств      Метапредметные: ...

    Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"

    Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...