Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Придава Наталья Стасио

Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_predlozheniy_-_kopiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Виды предложения по цели высказывания»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;
  • повторить и закрепить знания о предложении, полученные во 2 классе;
  • развивать речь, внимание, логическое мышление, умение обобщать  и представлять учебный материал в виде схем ;
  • совершенствовать умение детей работать самостоятельно и в группе, воспитывать уважение к товарищам, прививать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • магнитная доска и магниты;
  • набор слов для работы в парах;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • листы-заготовки для составления кластера;
  • фигурки для  проведения этапов эмоционального настроя  и этапа рефлексии;
  • таблицы с предложениями и модели домиков для проведения игры;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Станиславовна. Сегодня я ваш учитель.  Надеюсь , что у нас получится интересный и полезный урок.

-Сегодня у нас присутствуют на уроке гости. Давай поприветствуем их.

- На столах у вас лежат фигурки. Возьми их .На прямоугольнике напишите своё имя. А на круге нарисуйте своё настроение. Покажите.  Я вижу, что у всех хорошее настроение. А это значит, что у нас всё получится.

2. Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

-Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.

-А теперь попробуйте повторить весь узор. говорить се

- Как вы думаете ,о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Повторение.

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

 - Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов,  связанных по смыслу и  выражающих законченную мысль.

5. В  конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

- Выберите фигурку, на которой записаны номера правильных ответов.

246           1246         2456

- Молодцы! Вы справились с заданием. У нашего человечка хорошее настроение. А у вас? Тогда продолжаем.

4. Постановка цели.

-Прочитайте слово, которое написано на прямоугольнике.    Цель

- В народе говорят:

Говорить без цели - что рисовать на воде.

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.  

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка.                                  С какой целью мы говорим?

5. Словарная работа.

- Отвечайте, пожалуйста, полным предложением.

1. Как называется предмет домашней обстановки, служащий для сна?       Кровать.

2.Какой драгоценный камень превосходит блеском и твёрдостью все другие минералы?    Алмаз.

3. Как называется единица исчисления времени, равная семи дням?    Неделя.

4. Запишите словарные слова в тетрадь.

Кровать, алмаз, неделя, бриллиант.  

-Кто знает , как называется обработанный или граненый алмаз?

- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

В это время 2 ученика записывают транскрипцию слов « кровать», « алмаз», проверка.

6. Открытие новых знаний.

а)  - Ребята, во время выполнения задания мы с вами общались.  С какой целью я говорила ?

 Дети:

-Чтобы спросить?

- А с какой целью вы говорили?

Дети:

- Чтобы отвечать.

- С какой целью , я сказала 4 предложение.

Дети:

-Чтобы мы записали слова.

Т. е. для того , чтобы побудить вас к действию, а именно к письму.

 -Действительно, общаясь друг с другом мы ставим перед собой определенную цель.

б) Работа в парах.

-  Возьмите карточки . Разложите на столе на три группы- зачем, с какой целью мы говорим.  (задачи общения)

сообщить                                             узнать                                             попросить

повествовать                                       выяснить                                       запретить

объяснить                                            разузнать                                      приказать

обменяться впечатлениями           расспросить                                 проинструктировать

- Прочитайте первую группу слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- сообщить, повествовать? ( повествовательные)

- Прочитайте вторую  группу слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- узнать, спросить? ( вопросительные)

- Прочитайте третью группу  слов.  Как бы вы назвали предложения, где цель общения- попросить, побудить  к действию? ( побудительные)

( одновременно заполняются поля кластера)

7. Работа с текстом определения.

а) Чтение  про себя.

б) Чтение вслух.

- Продолжите фразу.

Предложения по цели высказывания бывают…(повествовательные, вопросительные, побудительные)

в) Ответы на вопросы автора.

1)  Побудить- склонить к какому- либо  действию . Побудительный- побуждающий к действовать.

2) Вы узнали героев на рисунках? ( Афанасий и его дедушка Фёдор).

-Прочитайте первое предложение. Какое оно по цели высказывания?(  Второе,  третье)

8. Физминутка.

раз-два-три-четыре-пять-шесть-2  хлопка

потянулись- улыбнулись- сели

9. Закрепление.

а) Упр. 385.

Игра «Каждому свой домик»

вопросительные         повествовательные                         побудительные

Много дорожек прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

  -В нашем упражнении встретились словарные слова. Прочитайте их орфографически.  Запишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Выполнение заданий 2-3  из упр.

- Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!( .)

-Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.(?)

-Закройте глаза. Что изменилось?

-Прочитайте предложения с новой интонацией.

10.Самостоятельная работа. Упр. 386.

Выполняется по заданию. По вариантам.

1-повествовательные.

2- побудительные.

2 ученика разбирают глаголы как часть речи. Проверка.

Прилетят-( Что сделают?) , глагол, н. ф. прилететь, буд. вр., мн. ч..

Сделайте-( Что сделайте?), глагол, н. ф. сделать, буд. вр., мн. ч..

- О какой волшебной полочке говорит автор?

-Почему он назвал её волшебной?

-Кто из вас, ребята, помогал птицам зимой?

11. Игра «Самый внимательный».

-Послушайте стихи.  Каждое из них состоит в основном из одинаковых по цели высказывания предложений. Найдите и укажите предложение не соответствующее своей группе.

Чудесный сон.

 Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.

Ему мыши смотрят в рот.

А проказница-мартышка

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни  на грош,

Просто очень сон хорош.

У меня возник вопрос.

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

О воспитании

Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!

Постелите вмиг кровать!

А потом читайте книжку

«Воспитание малышки».

12. Обобщение

-Возьмите заготовки наших кластеров. Закончите схему.

( Проведите дорожки между отдельными полями-островками )

13. Рефлексия.

-Возьмите человечков. Переверните  чистой стороной вверх. Нарисуйте  своё настроение. Покажите.  Все улыбаются. Мой человечек тоже улыбается. Значит у нас всё получилось .

Возможен ресурсный круг.

14.  Д. з. Составить  3 предложения  о нашем сегодняшнем уроке разные по цели высказывания. А кто захочет , может составить рассказ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"

Содержится  раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

Виды предложений по цели высказывания (ОС "Школа 2100")

Цели:- ознакомить с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно;- формировать умение распознавать наречия среди других частей ...

Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"

Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о видах предложений по цели высказывания.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о п...