Виды предложений по цели высказывания (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- ознакомить с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно;

- формировать умение распознавать наречия среди других частей речи, учить ставить вопросы к наречиям;

- развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас, развивать умение делать выводы, обобщать, аргументировать свои ответы.

Планируемые результаты:

Личностные:

-  обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник ОС «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_predlozheniy.docx54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс : 3-1                                                                                                                          

Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»

Цели:

- ознакомить с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно;

- формировать умение распознавать наречия среди других частей речи, учить ставить вопросы к наречиям;

- развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас, развивать умение делать выводы, обобщать, аргументировать свои ответы.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-  обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник ОС «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Наглядно-словесный:

- слово учителя

2 мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Открывать тетрадь, записывать число

Л.: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Мотивационный и актуализация знаний

Практический:

- запись элементов;

Словесный:

-опрос

2 мин

2 мин

Минутка чистописания: Заглавная буква «А» и строчная «я»

Беседа:

– Что такое предложение?

– Из чего оно состоит?

– Нарисуйте схему предложения.

– Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? От чего это зависит?

Выполнять минутку чистописания

Писать словарные слова

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

П.: ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения;

3.Постановка учебной задачи

Наглядно-словесный:

- распределение по группам слова

Практический:

-пробное действие

Практический:

-проблемная ситуация

-постановка темы урока

3 мин

Игра «Каждому свой домик».

На доске нарисованы два домика.

Мы плыли на лодке.

сильный человек

Где река?

рыбные места

Не ходите туда!

Задание:

– Назовите домики и расселите «жильцов» в них (запишите их под домиком).

– Как назвали домики? (Словосочетание и предложение.)

– Как вы различаете словосочетание и предложение?

– Прочитайте предложения. Какие знаки поставили в конце? Почему?

Сформулируйте тему урока.

Слушать, анализировать слова, распределять по группам

Записывать значение

Высказывать предположения

Предлагать варианты

Определять тему и цели урока

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

 Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Л.: знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

4.Решение учебной задачи

Словесно-практический:

-анализ иллюстраций и текста

-постановка вопросов к предложениям

-беседа

- выполнение упражнения

-пробное действие

-комментирование выполнения упражнения

6 мин

2 мин

2 мин

Работа по учебнику.

Упр. 390. Работа по рисункам, с. 137.

Кто изображён на картинках? (Афанасий и дедушка Фёдор.)

– О чём они разговаривают?

– Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение.

– С какой целью говорит Афанасий? (Он сообщает дедушке, что  прочитал интересную книгу.)

Затем рассматриваются остальные картинки, прочитываются предложения, определяется цель каждого высказывания.

– Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщить, о чём-либо спросить, что-то посоветовать и т.д.)

2. Работа с текстом определения (с. 138).

а) Чтение текста про себя, затем вслух.

– Как вы понимаете 1-е предложение?

– Какие предложения бывают по цели высказывания?

Затем дети отвечают на вопросы в учебнике (после текста).

в) – Составьте схему-опору правила.

Упр. 391  Важно при определении вида предложения давать объяснения с опорой на правило. Начинайте так: «Это предложение по цели высказывания повествовательное, так как … (в нём сообщается (рассказывается) о ёжике»).

В повествовательном предложении голос понижается на слове, которое является главным по смыслу. В вопросительном предложении голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос.

В побудительном предложении голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ.

Читать правила, анализировать, отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы по содержанию

Анализировать информацию

Составлять схему классификации предложений

Выполнять упражнение письменно

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Л.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р.: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

П.: обобщать и классифицировать по признакам;

5.Первичное закрепление

Практический:

- выполнение упражнения.

Словесный:

-делать вывод

8

мин

Упр.392. Какие предложения называются повествовательными? А какие вопросительными? Какие остались предложения? (побудительные) Какие вы выпишите сначала? Как определили?

Разберём глаголы, как части речи.

Выполнять письменно упражнения

П.: понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый:

- определение вида предложения;

Практический:

самостоятельная работа

3 мин

Упр. 393 (чтение предложений в парах с разной интонацией).

Последовательность выполнения:

1) Чтение и определение вида предложений по цели высказывания. Подготовка к выразительному чтению.

2) Выразительное чтение.

3) Выполнение задания после стихотворения. На доске одновременно работают 3 ученика: каждый над определённой орфограммой.

а) Распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (вёсны) и т.д.

б) Снег (снега), зябкий (озябли), лапки (лапа), чуб (нет чуба).

в) У певуньи, взъерошен.

Анализировать предложения

Определять вид предложения

Делать вывод

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный:

-опрос

2 мин

Кто сможет рассказать, о каких предложениях мы сегодня узнали? Можно подглядывать в учебник.

Рассказывать правило по плану

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

8.Рефлексия деятельности

Наглядно-словесный:

- проведение рефлексии

2 мин

Что нового сегодня узнали? А что повторили? Какие  задания вам понравились?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Запишите домашнее задание :

Рефлексия  «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал     для своего здоровья?

Оценивать свою деятельность на уроке

Л.: знание моральных норм;

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"

Тема «Виды предложения по цели высказывания», 3 класс, УМК "Школа 2100"...

"Виды предложений по цели высказывания. Какие бывают предложения?"

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония". "Какие бывают предложения по цели высказывания:"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Предложение.Виды предложений по цели высказывания

Открытый урок по русскому языку, программа "Школа России",4 класс...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...