Главные вкладки

    Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Сапрыкина Наталья Александровна

    Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

    Тип урока: закрепление и обобщение знаний

    Оборудование: карточки, осенние листья, картинки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Виды предложений по цели высказывания:                дата__________

     повествовательные, вопросительные, побудительные.

     Знаки препинания в конце предложений.

    Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

    Тип урока: закрепление и обобщение знаний

    Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.

    Ход урока:

    1.     ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА  

    2.     МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

    - Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

    - Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

     - Запишите число, классная работа.

    - Проведем каллиграфическую минутку.

    А) Каллиграфическая минутка     Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

                Соберите слово из буквосочетаний.

                Что получилось? (Предложение).

    -Придумайте предложение с этим словом.

    -Звуко-буквенный  анализ слова «предложение».

          - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

    на, созрел, урожай, полях;

    как, быстро, пролетело, лето;

    небу, тучи, по;

    наступает, красавица, весна;

    - Что такое предложение?

    3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  ЗАДАЧ  УРОКА.

    - Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

    - А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

    и//интонации//Виды//по// предложений//цели//высказывания//

    -Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    Мы сегодня должны вспомнить:

    - Какими бывают предложения по цели высказывания.

    - Какими бывают предложения по интонации.

    Мы сегодня должны научиться:

       Находить в тексте предложения разных видов.

       Самостоятельно составлять такие предложения.

    4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

    -Скажите еще раз, что мы называем предложением?

    -Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

    -От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

    - Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь  разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

         -  Черепаха, унеси меня домой!

         -  А где ты живешь?

         -  Я живу в муравейнике.

    - Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

    - Найдите предложение, в котором содержится просьба.

    - Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

     

    Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

    -Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?

    -Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

    -Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

    Хочу что-то сообщить

    Хочу что-то спросить

    Хочу призвать кого-то совершить действие

     По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

    5.Работа над упр.84

    -Давайте прочитаем текст.

    -Что это мы прочитали?

    --Есть ли в тексте обращение?

    -Как мы выделяем обращение в тексте?

    -Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.

    - Какое основное назначение повествовательных предложений?

    Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику.

    - Приведите свои примеры повествовательных предложений.  …..

    - Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

    - Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

    -Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.

     - Какое основное назначение вопросительных предложений?

     Вопросительные предложения служат для выражения вопроса. 

    - Приведите свои примеры вопросительных предложений.   …..

    - Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

    -Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.

    -Как мы выделим обращение? 

    - Какое основное назначение побудительных предложений?

    Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь. 

    - Приведите свои примеры побудительных предложений.   …..

    - Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

     

     Сделайте вывод: правило с.48

    - Какие же бывают предложения по цели высказывания?

    Физкультминутка

    Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными. 

    - Приведите свои примеры восклицательных предложений.   …..

    Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

    - Приведите свои примеры невосклицательных предложений.   …..

    6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

    -Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

    (они передают наши чувства)

    -Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

    -Найдите повествовательные предложения.

    -Найдите вопросительные предложения.

    -Найдите побудительные предложения.

    -Найдите восклицательные предложения.

    Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!

    7.Самостоятельная работа

    -Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

    Пушистый зверёк прыгнул на ель.

    Ты был летом на море?

    Мойте руки перед едой.

    Сколько грибов в лесу!

    7. ИТОГ

    - Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

    Упражнение «МИКРОФОН»

    -Продолжите фразу:

         - Предложение – это…

         - Предложение выражает ….

         - По цели высказывания предложения бывают …

         - По интонации предложения бывают …

         - В конце повествовательного предложения ставим …

         - В конце вопросительного предложения ставим …

                   - В конце побудительного предложения ставим  …

                8. Д/З упр.88, с. 50, правило


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

    Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

    Конспект урока Виды предложений по цели высказывания 3 класс

    Конспект урока по русскому языку тема "Виды предложений по цели высказывания"  3 класс УМК "Школа России" . Представлена технологическая карта урока....

    Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

    Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".

    Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".(учебник А.В. Поляковой)...