Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
статья по логопедии

 Белозерова Елена Викторовна

Основные направления логопедической работы по формированию коммуникативных навыков удетей с ОВЗ включают:создание доброжелательных отношений, развитие понимания речи,развитие познавательной деятельности, развитие невербальных средств коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

 « Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ»

        За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с особыми возможностями здоровья. Многие специалисты считают, что возможности успешной социальной реабилитации и адаптации детей с особыми возможностями здоровья во многом зависят от степени сформированности у них коммуникативных навыков.

Исследования доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития ребенка.

       Дети с особыми возможностями здоровья смогут адаптироваться к окружающему миру, если будут способны выразить свои желания, сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

       Большинство детей ДДИ не владеют речью, это так называемые «безречевые» дети.

      Дети с тяжелым речевым нарушением никогда не овладеют речевыми умениями, либо научатся издавать отдельные звуки. Для них весь процесс обучения будет связан с невербальными технологиями.

         Большинство воспитанников имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить качество жизни ребенка, активизировать его участие в коррекционно- педагогическом процессе, способствовать интеграции в широкий социум.

         Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации. В работе с такими детьми используется доступная  система знаков для общения (жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы). В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки детей с особыми возможностями здоровья играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Неречевая информационная поддержка способствует лучшему пониманию социального контекста любой деятельности, которой занят ребенок.

        Обучение строится по направлениям:

- развитие эмоциональных реакций;

- развитие зрительно-слухового восприятия;

- развитие понимания речи и расширение пассивного словаря;

- развитие органов артикуляции и дыхания;

- целенаправленное формирование коммуникативной функции речи.

        На начальном этапе обучения нужно показать детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой цели возможно при решении ряда задач:

- обучение адекватной реакции на речевые обращения;

-обучение доступной знаковой системы (речи, жестов, пиктограмм) в жизни, в играх и в режимных моментах для сообщения о своем состоянии, просьбы;

- воспитание элементарных этикетных умений (выражение приветствия, прощания, благодарности);

- организации общения детей, положительно влияющей на их эмоциональное состояние.

        В работу с неговорящими детьми нужно активно включать язык жестов. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (необязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.

        В занятие по коммуникации включаются различные виды деятельности, которые ребенок осваивает совместно с педагогом. Главную роль в успешности такого обучения играет активность ребенка, его змоциональное состояние. Прежде всего, необходимо выявить интересы ребенка, для этого педагог подключается к предложенной ребенком активности и вносит смысл в действие, которое ребенок производит, постепенно усложняя его.

На занятиях по коммуникации происходит осознание реальных предметов, ситуаций, предметных символов.

        Дети должны научиться воспринимать предметы и ситуации, понимать, что они обозначают. Умение понимать значение предметов и особенно ситуаций делают более понятным окружающим мир.

        Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на понимание, что предметы, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию и служат способом ее передачи.

       Формирование коммуникативных навыков должно включаться во все виды деятельности детей:  игру, обучение, режимные моменты и реализовываться на материале игр и упражнений. Альтернативная коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющие множественные нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь.

Основные направления логопедической работы по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ включают:

— создание доброжелательных отношений, формирование  эмпатии по отношению друг к другу и педагогу;

— развитие понимания речи;

— развитие познавательной деятельности;

— развитие невербальных средств коммуникации.

Ввиду того, что логопедическая работа осуществляется с умственно отсталыми детьми, большинство из которых имели выраженные нарушения речевой системы, практически не вступали в коммуникацию по собственной инициативе, нами был выделен подготовительный этап. Целью этого этапа является создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта.

Целью следующего этапа является формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения. Неуспешность речевого общения детей с особыми возможностями здоровья  связана не только с нарушением интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками. На логопедических занятиях создаются речевые ситуации, позволяющие организовать непосредственное общение детей. Основное внимание уделяется использованию адекватных средств общения.

В завершении этих этапов реализация коммуникативных умений и навыков осуществляется в сложных коммуникативных ситуациях. Степень сложности дифференцируется в зависимости от коммуникативных возможностей ребенка.

Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме с учетом тематического плана. На каждом занятии мы стремимся создавать ситуации, позволяющие организовать непосредственное общение детей. Основное внимание уделяется использованию адекватных речевых средств.

По всем направлениям работа осуществляется с постепенным усложнением материала с учетом речевых и коммуникативных возможностей детей.

Достижение выделенных целей и реализация направлений работы осуществляется с помощью методов. Ориентируясь на принятую в общей дидактике классификацию методов по источнику информации и восприятия,  нами были использованы практические (упражнения, игры, моделирование), наглядные (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация, показ образца задания и способа действия) и словесные (беседа, рассказ, совместное рассказывание стихотворения или сказки) методы. Следует отметить, что словесные методы использовались нами в сочетании с наглядными и практическими.

В ходе занятий нами были использованы различные типы упражнений в зависимости от цели и структуры логопедического занятия. Так, при формировании жестов и мимики, артикуляционной моторики, мы предлагали подражательно-исполнительские упражнения. На начальных этапах усвоения использовался наглядный показ действий, при повторениях, по мере усвоения способа действия наглядный показ все более «свертывался», заменялся словесным обозначением. Для развития конструктивного праксиса на индивидуальных и подгрупповых занятиях применяются соответствующие упражнения (работа с мозаикой, составление разрезных картинок, постройки из кубиков, палочек и др.). Мы предлагаем разные варианты заданий (конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество), в ходе выполнения которых активизируем употребление вербальных и невербальных средств коммуникации. Также мы используем упражнения творческого характера, предполагающие применение усвоенных способов в новых условиях. В частности, учим детей использовать сформированные средства коммуникации в различных ситуациях общения.

В ходе коррекционного воздействия  используем различные компоненты игровой деятельности. Детям предлагались предметные, дидактические, ролевые, сюжетные, подвижные, игры — драматизации, а также речевые игры. Игры подбирались в соответствии с намеченными целями, выделенными направлениями логопедической работы. При их проведении мы обращали особое внимание на возможность формирования и закрепления определенных вербальных и невербальных средств, коммуникативных умений и навыков.

В заключении хочется сказать, что систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы детей с особыми возможностями здоровья приводит к отчетливо выраженным положительным результатам: улучшению вербального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и –как итог- к усилению активности, самостоятельности, что выражается в роли социальной активности этих детей.

                                                                                                                     Логопед Белозерова Е.В.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР

Сообщение заслушено  на методическом объединении воспитателей, учителей- дефектологов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и  дополнительного...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.

в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...