Главные вкладки

    Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
    материал

    Махиборода Валентина Ивановна

     Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx31.7 КБ

    Предварительный просмотр:


    Мастер класс «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


        Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас  на мастер   классе
    «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

     Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами выполним задание для рабочего настроя 

    Все  встают в круг. «Хвалебные бусы» каждый педагог  по очереди называет уникальные качества одного из педагогов, нанизывая бусины на нитку.

        Я работаю по теме развитие  коммуникативных способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством современных технологий в соответствии с  ФГОС.  В своей работе для улучшения качества воспитательной деятельности использую современные технологии, такие как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие, социо – игровую педагогическую технологию.

         Сегодня  на  мастер классе,  я вас хочу  познакомить с  социо - игровой  технологией, которую я использую для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Цель мастер класса: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные социально - игровые приёмы  для развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

    В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

    1. Представить свой педагогический опыт по внедрению социально - игровых приёмов в развитии коммуникативных способностей детей.
    2. Обучить педагогов основным приёмам использования социо - игровых игр и упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.
    3.  Вызвать у участников мастер  класса интерес к социо - игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
    4.  Развивать творческую активность педагогического коллектива.

    Актуальность темы мастер-класса:

    В практике всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста внедряются разные современные технологии, в том числе и игровые.

    Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

    В федеральном государственном стандарте коррекционного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди широко используемых в практике игровых технологий в работе с детьми можно выделить социально – игровую технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами в школах.

     Социо - игровая технология - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.

    Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально - волевой сферы, авторами технологии являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов. 

    Смысл социо - игровой технологии группо - игровая работа. Любую детскую игру необходимо осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и обязанностях слышать и видеть окружающих. Мы всегда должны помнить, что взрослый и ребенок всегда имеют одинаковое право на ошибку.

    Следуя этим советам, деятельность с детьми организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную

    Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

    • на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

    • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

    • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю школьников.

    В социо- игровой   технологии   есть свои «Золотые правила»: Чтобы узнать их, давайте поиграем с вами в игру  «Чемодан».

    Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть в мешочке пуговицы разного цвета, каждый возьмите для себя одну. Ваша задача – найти место свое в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться, с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

    Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

    Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: 1) работа в малых группах,

    2) смена лидера, смена мизансцен,

    3)интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

    Классификация игр социо -  игровой направленности 

    1. Игры для рабочего настроя -  Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. (Игры: «Закончи предложение»,  «Волшебная палочка», «Давайте познакомимся»)  

    1. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.  (Игры:  «Руки-ноги»,  Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение»).

    1. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. ( Игры:  «Составь слово», «Пишущая машинка», «Видимо не видимо»)

    1. Игры творческого самоутверждения -  При их выполнении учитывается художественно - исполнительский результат действия. (Игры «Фраза с заданными словами», «Изобрази профессию»,  «Салат из сказок», «Стихи по ролям», обыгрывание ситуаций на разные темы).

    1. Игры вольные (на воле) - Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

    (Игры: «День наступает - всё оживает, ночь наступает - всё замирает», «Воробьи-вороны»)

    Практическая часть.

    Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, на развитие коммуникативных навыков которые использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.

    1) Игра «Молекулы»
    Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
    Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По
    сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека.
    Последний раз объединяются все члены группы.
    Подведение итогов игры.

    2) Игра  «Изобрази пословицу»

    Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

    Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики, какую - либо пословицу: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», «Скажи им кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга - ищи, а найдешь, береги».
    Подведение итогов игры.

    3)Игра «Салат из сказок»                                                                                                         Цель: формирование рече – творческих способностей, воображение, фантазии. (Педагоги,  делятся на 3 или 4 группы,  собирая   картинки   по сказкам.)                                                                                                          1группа. – Предлагаю объединить этих трёх персонажей в одну сказку и самостоятельно придумать  сказку.

    Названия сказок

    Одного персонажа из данной сказки

    Место действия в данной сказке

    Маша и медведь

    Теремок

    Курочка Ряба

    Например.  Жил – был дед. У него была лягушка. Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломал у них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Не плачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. »  Строил он, строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка.  Они  до сих пор живут, и нас с вами в гости ждут.

    2 группа.  – Предлагаю прочитать сказку и  подумать и назвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке. 

    Жил – был зайчик. Однажды он услышал, как ворона кричит: «Мышка попала в яму. И не может вылезти.  Помогите, кто может». Ворона летит, а зайчик бежит, ворона летит, а зайчик бежит. Бежали – бежали и прибежали. Мышка сидела в ямке и плакала. Зайчик схватил мышку, а ворона – зайку, тащили – тащили и вытащили мышку.

    Название сказки

    Одного персонажа из данной сказки

    Место действия в данной сказке. 

    Колобок

    Зайчик

    В лесу

    Заяц - хваста

    Ворона

    поляна

    Теремок

    Мышка

    Теремок

     

    3 группа -  Предложить педагогам нарисовать  сказку.

    Жил – был колобок. Покатился он по дорожке.  А на встречу,  ему мышка. Мышка и говорит: « Спой мне песенку про себя».  А колобок и отвечает: « некогда мне петь, я тороплюсь к Лисе, в гости. Сегодня будет Новый год ».

    - А что ты подаришь лисе?

    - Коробку конфет.

    - Возьми меня с собой.

    - Пойдём вместе, лиса нас не съест.

    Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец

    Подведение итогов игры.
    4. Подведение итогов мастер-класса. 

    Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой технологии в работе со школьниками сможем достигнуть следующих результатов:

    • дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

    • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

    • у них не будет чувства страха за ошибку.

    Рефлексия. 

     Игра: «Подберите нужные слова»

    Например:

    — тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

    — холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

    — большой — Великан, Дворец, Гоблин;

    — маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка

    А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:

    - Что запомнилось больше всего?

    - Что понравилось?

    - Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
    - Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
    - Возник ли у Вас интерес к использованию  социо-игровой технологии в обучении  детей?

    Уважаемые коллеги, я  показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.

    И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

    Спасибо за внимание и участие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа по русскому языку. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа по русскому языку. 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур.Скворечник". 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур. Скворечник" 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

    «Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...