Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
материал

Махиборода Валентина Ивановна

 Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер класс «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


    Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас  на мастер   классе
«Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 

 Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами выполним задание для рабочего настроя 

Все  встают в круг. «Хвалебные бусы» каждый педагог  по очереди называет уникальные качества одного из педагогов, нанизывая бусины на нитку.

    Я работаю по теме развитие  коммуникативных способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством современных технологий в соответствии с  ФГОС.  В своей работе для улучшения качества воспитательной деятельности использую современные технологии, такие как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие, социо – игровую педагогическую технологию.

     Сегодня  на  мастер классе,  я вас хочу  познакомить с  социо - игровой  технологией, которую я использую для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Цель мастер класса: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные социально - игровые приёмы  для развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению социально - игровых приёмов в развитии коммуникативных способностей детей.
  2. Обучить педагогов основным приёмам использования социо - игровых игр и упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.
  3.  Вызвать у участников мастер  класса интерес к социо - игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
  4.  Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Актуальность темы мастер-класса:

В практике всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста внедряются разные современные технологии, в том числе и игровые.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

В федеральном государственном стандарте коррекционного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди широко используемых в практике игровых технологий в работе с детьми можно выделить социально – игровую технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами в школах.

 Социо - игровая технология - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально - волевой сферы, авторами технологии являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов. 

Смысл социо - игровой технологии группо - игровая работа. Любую детскую игру необходимо осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и обязанностях слышать и видеть окружающих. Мы всегда должны помнить, что взрослый и ребенок всегда имеют одинаковое право на ошибку.

Следуя этим советам, деятельность с детьми организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю школьников.

В социо- игровой   технологии   есть свои «Золотые правила»: Чтобы узнать их, давайте поиграем с вами в игру  «Чемодан».

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть в мешочке пуговицы разного цвета, каждый возьмите для себя одну. Ваша задача – найти место свое в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться, с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: 1) работа в малых группах,

2) смена лидера, смена мизансцен,

3)интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

Классификация игр социо -  игровой направленности 

  1. Игры для рабочего настроя -  Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. (Игры: «Закончи предложение»,  «Волшебная палочка», «Давайте познакомимся»)  

  1. Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться.  (Игры:  «Руки-ноги»,  Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение»).

  1. Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. ( Игры:  «Составь слово», «Пишущая машинка», «Видимо не видимо»)

  1. Игры творческого самоутверждения -  При их выполнении учитывается художественно - исполнительский результат действия. (Игры «Фраза с заданными словами», «Изобрази профессию»,  «Салат из сказок», «Стихи по ролям», обыгрывание ситуаций на разные темы).

  1. Игры вольные (на воле) - Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

(Игры: «День наступает - всё оживает, ночь наступает - всё замирает», «Воробьи-вороны»)

Практическая часть.

Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, на развитие коммуникативных навыков которые использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.

1) Игра «Молекулы»
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По
сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека.
Последний раз объединяются все члены группы.
Подведение итогов игры.

2) Игра  «Изобрази пословицу»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики, какую - либо пословицу: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», «Скажи им кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга - ищи, а найдешь, береги».
Подведение итогов игры.

3)Игра «Салат из сказок»                                                                                                         Цель: формирование рече – творческих способностей, воображение, фантазии. (Педагоги,  делятся на 3 или 4 группы,  собирая   картинки   по сказкам.)                                                                                                          1группа. – Предлагаю объединить этих трёх персонажей в одну сказку и самостоятельно придумать  сказку.

Названия сказок

Одного персонажа из данной сказки

Место действия в данной сказке

Маша и медведь

Теремок

Курочка Ряба

Например.  Жил – был дед. У него была лягушка. Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломал у них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Не плачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. »  Строил он, строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка.  Они  до сих пор живут, и нас с вами в гости ждут.

2 группа.  – Предлагаю прочитать сказку и  подумать и назвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке. 

Жил – был зайчик. Однажды он услышал, как ворона кричит: «Мышка попала в яму. И не может вылезти.  Помогите, кто может». Ворона летит, а зайчик бежит, ворона летит, а зайчик бежит. Бежали – бежали и прибежали. Мышка сидела в ямке и плакала. Зайчик схватил мышку, а ворона – зайку, тащили – тащили и вытащили мышку.

Название сказки

Одного персонажа из данной сказки

Место действия в данной сказке. 

Колобок

Зайчик

В лесу

Заяц - хваста

Ворона

поляна

Теремок

Мышка

Теремок

 

3 группа -  Предложить педагогам нарисовать  сказку.

Жил – был колобок. Покатился он по дорожке.  А на встречу,  ему мышка. Мышка и говорит: « Спой мне песенку про себя».  А колобок и отвечает: « некогда мне петь, я тороплюсь к Лисе, в гости. Сегодня будет Новый год ».

- А что ты подаришь лисе?

- Коробку конфет.

- Возьми меня с собой.

- Пойдём вместе, лиса нас не съест.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец

Подведение итогов игры.
4. Подведение итогов мастер-класса. 

Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой технологии в работе со школьниками сможем достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

• у них не будет чувства страха за ошибку.

Рефлексия. 

 Игра: «Подберите нужные слова»

Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка

А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:

- Что запомнилось больше всего?

- Что понравилось?

- Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
- Возник ли у Вас интерес к использованию  социо-игровой технологии в обучении  детей?

Уважаемые коллеги, я  показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.

И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур.Скворечник". 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур. Скворечник" 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...

Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время чтение находится на низшей ступени интересов. Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готов...