Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sid_i_zhur.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир, в котором мы живем.

Цели:

- обобщить и систематизировать знания обучающихся, воспитанников о живой и неживой природе; учить согласовывать слова, полно и правильно отвечать на вопросы, составлять предложения;

- коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления, устной речи;

- воспитывать интерес к предмету развития речи, природоведения, биологии, любовь и бережное отношение к природе; создать условия для формирования положительной учебной мотивации при переходе в 5 класс;

Оборудование: глобус, иллюстрации растений, ягод, фруктов, школьные принадлежности, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: интегрированный урок развития речи и природоведения.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Придумано кем-то добрым и мудрым,

При встрече здороваться: ДОБРОЕ УТРО!"

ДОБРОЕ УТРО! -СОЛНЦУ И ПТИЦАМ!

ДОБРОЕ УТРО! -УЛЫБЧИВЫМ ЛИЦАМ!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть ДОБРОЕ УТРО продлится до вечера!https://www.inpearls.ru/

II. Сообщение темы и цели урока.

- Добрый утро! Надеемся, что сегодняшнее утро и весь день действительно будут добрыми, весь урок будет посвящен дому, в котором мы живем – Природе. Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом. Но почему-то, переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом.

Учитель:
Природа – это дом, в котором мы живем, 
И в нем шумят леса, текут и плещут реки. 
Под небом голубым, под солнцем золотым, 
Хотим мы в доме том жить вовеки. 
Природа - это дом под снегом и дождем. 
В любой мороз и зной устроен он на славу. 
Храните этот дом, в котором мы живем, 
На этот мирный дом имеем право. 
А.Куклин

Чтобы сохранить благоприятные условия жизни на нашей планете, вы должны изучать природу, познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека.

И сегодня на уроке вы вспомните, а может быть и узнаете кто живет с нами рядом в доме под названием «Природа» и тема нашего урока «Мир, в котором мы живем». Слайд 1

Выполняя задания, мы будем украшать нашу планету. (глобус – макет земного шара)

III Работа по теме урока.

1.О каком времени года идет речь в загадке?

Зеленоглаза, весела, 
девица-красавица. 
Нам в подарок принесла
то, что всем понравится: 
зелень – листьям, нам – тепло, 
волшебство – чтоб все цвело. 
Вслед ей прилетели птицы – 
песни петь все мастерицы. 
Догадались, кто она? 
Эта девица
 - Весна.   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/05/13/urok-razvitiya-rechi-v-3-klasse-skoshi-i-vida-po-teme   Слайд 2

Какое время года было перед весной? (зима)

-Какое время года будет после весны? (лето)

-А сколько весенних месяцев? (3)

-Назовите их по порядку. (март, апрель, май)

- В каком месяце мы говорим о ранней весне? (в марте)

- В каком месяце мы говорим о поздней весне?( в мае)

2. Прочитайте сочетания слов. Какие сочетания слов относятся к описанию ранней весны, а какие к описанию  поздней весны.

Ещё лежит снег, майские жуки, сосульки на крышах, первые ручьи, пёстрые бабочки, тёмные проталины, песня соловья, ночные заморозки, пахучие цветы. Слайд 3

Ранняя весна                            Поздняя весна

ещё лежит снег                          майские жуки

сосульки на крышах                  пёстрые бабочки

первые ручьи                             песня соловья

тёмные проталины                    пахучие цветы

ночные заморозки

      Весенние цветы  - яркие и очень красивые (Пион узколистный, Лук медвежий (Черемша), тюльпан Геснера). Люди их могут вырывать с корнем, вытаптывать места их произрастания. Этого делать нельзя, если хотим чтобы цветы радовали нас. Чтобы цветы не исчезли, их занесли в Красную книгу Ставропольского края. Красная книга Ставропольского края учреждена 13 апреля 2000 г. в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного мира на территории края.  Красная Книга является официальным справочником о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикой флоры. В изданную в 2002 году Красную книгу занесено  304 вида растений. Слайд 4

3.-Какой сейчас  месяц? (май)

МАЙ – третий месяц весны, месяц зелени. Слайд 5 Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Наряжаются березки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.

Кто из вас подготовил стихотворения о месяце мае? (чтение стихотворений наизусть)

И. Авенберг

Зелень на деревьях

– Первые листочки.

И на всех газонах

– Жёлтые цветочки.

Уличная серость

Солнышком согрета,

Свежестью залита,

Ярким майским цветом.

В голубом раздолье

Щебет не смолкает,

Пятнышком весёлым

 Бабочка порхает.
Источник: http://detochki-doma.ru/stihi-pro-may-dlya-detey/

Р. Красная

Посмотрите, как красиво!

Дождь цветочный!

Вот так диво!

Я под яблонькой, в саду,

Целый час уже стою.

Ветер веточки качает,

Лепестками осыпает

С головы до самых пят…

Мая красочный обряд!

4.Игра «Так бывает или нет?»

- Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и снеговика и стали весело играть. Так бывает или нет?

- Был солнечный майский день. Бабочки порхали над цветами. Аромат цветущих яблонь наполнял весь сад. Так бывает или нет?

- На клумбах цветут яркие тюльпаны. На деревьях зеленеют листочки. Стаи птиц улетают в теплые края? Так бывает или нет?

5. Составить слова из букв.

Солнце, облака, цветы, птицы. Слайд 6

6. Согласование слов (предмет + признак предмета) Слайд 7

Солнце              воздушные

Облака               певчие

Цветы                тёплое

Птицы               ароматные

6. По иллюстрации «Пришла весна» составить предложения: повествовательное, вопросительное , восклицательное. Слайд 8

Индивидуальная работа по карточкам. Составить предложение из слов, данных в разбивку.

7. Работа над текстом (в парах). Составление рассказа с опорой на слова и таблицу. Слайд 9

Май.

1.Наступил месяц ….. .  

 2.Часто дует теплый ….. .

3.Небо ….. .

4.Солнце греет …… .

5.На деревьях появились ….. .

6.С юга прилетели ….. .

7.Скоро наступит жаркое ….. !

ветер

май

голубое

листочки

теплее

птицы

лето

Прочитать выразительно рассказ.

IV Физ. минутка.

Картинки с изображением ягод, цветов, деревьев, птиц (лежат на полу, прикреплены к стенам, в доступные для детей места в классе).  Собрать картинки, предметы, изображенные на них, сгруппировать .

V А теперь, ребята, вы продолжите изучать мир вокруг нас с учителем биологии Светланой Георгиевной.

Задание «Узнай изображение»

Слайд поделен на квадраты. Под квадратами находиться картинка животного. Открыт один или несколько квадратов. По фрагментам картинки необходимо отгадать животное.

  1. белка
  2. медведь

У: Скажите на какие две группы делятся животные.

Ответы: Домашние и Дикие.

Задание «Сравни и сделай выводы»

 Предлагаю заполнить схему по признакам: жилище, питание, потомство. И затем сделать вывод.

Задание  «Угадай слово»

Рассмотрите картинки. Сложите в слово первые буквы названий изображенных птиц, животных, дерева.

  1. Впишите буквы в пустые клетки, и вы прочитаете название дерева, которое растет во многих районах России. Оно считается символом силы, славы, могущества и постоянства. ДУБ.
  2. Впишите буквы в пустые клетки и вы узнаете, как называются плоды дерева, из которых в далеком прошлом пекли хлеб. ЖЕЛУДИ.

Прекрасна  земля. На ней есть жизнь. На земле много животных. Однако разнообразен и мир растений.

А какие растения произрастают на земле мы узнаем выполнив следующее задание.

Задание «Осколочные картинки»

Дети на партах собирают картинки «деревьев», «трав» и «кустарников»

Ребята назовите картинки, которые вы собрали.

В какие группы можно сгруппировать их.

Их можно сгруппировать в три группы «Деревья», «Кустарники», «Травы»

 

Назовите по каким признакам  вы обобщили картинки. Деревья -  имеют один ствол, который растет в течение всей жизни. Кустарники – имеют несколько стволиков. Травы – имеют мягкие, сочные стебли.

Мир растений  разнообразен. Вы знаете, что есть лиственные и хвойные деревья, дикорастущие и культурные кустарники, травы, декоративные  и лекарственные растения и т.д. И следующее задание…

Задание «Правильно ли утверждение». Внимательно слушает и говорите верно ли утверждение. И если не верно,  то почему.

      1)   Береза, тополь, рябина, калина – это деревья. (нет)

  1. Ель, сосна, кедр, лиственница – это лиственные  деревья. (нет)
  2. Лиственница - хвойное дерево, однако она сбрасывает хвоинки на зиму. (да)
  3. Земляника, брусника, черника, вороний глаз – имеют съедобные ягоды. (нет)

Растения одевают нашу планету «Мир, в котором мы живем» в удивительные цвета (зеленый, красный, желтый). Растения можно встретить везде – на лугу, в степи, горах, лесах.

Я предлагаю вам составить схему «кластер» «О пользе леса»

Задание «Польза леса»

Дрова, древесина, ягоды, грибы, лекарственные растения, отдых, животные (дом, питание), воздух

Задание «Загадочные животные»

Вы знаете ребята, что человеку не умеющему слушать и слышать природу, наблюдать за природой, очень трудно увидеть животных. Животные пугливы, осторожны. И следующее задание для очень наблюдательных.

1) щ и я е ц р а         (ящерица);      н а б а к    (кабан);        н у е к г р у   (кенгуру);          ч а б о б а к (бабочка); л и к о р к  (кролик);      я ь и в н с (свинья)

ИТОГ:

Стихотворение сопровождается картинка на главные слова, обучающиеся узнают их и называют.

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко)

Ребята, посмотрите, как интересен и чудесен мир, в котором мы живем.

Интересно ли вам было на уроке.

Будете ли вы охранять и беречь мир, в котором мы живем.

Что вы как школьники можете делать сейчас, для того чтобы беречь и охранять природу.

(Ответы детей).

Вы все отлично справились с заданиями, активны были на уроке и получаете значки «Активному защитнику природы»

Д.З.

Задание «Кто где живет» (дополнительно по времени)

У каждого животного есть свой дом, где оно живет.  

Разместить животных по местам их обитания (земля, вода, воздух).

Земля – лиса, заяц, крот.

Воздух – ласточка,  воробей.

Вода – дельфин, рыба.

Учитель начальных классов,

учитель высшей квалификационной категории                                     Сидельникова Т. Б.

Учитель биологии,

учитель высшей квалификационной категории                                     Журавлева С. Г.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....

Праздник « Прощание с Букварём!» с учащимися 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Форма занятия: праздник.Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяе...

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)

Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...