Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью
методическая разработка на тему

Аверьянова Нина Викторовна

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма.

     Разрабатывая специальные методические приёмы формирования навыков фонетически правильного письма у обучающихся по программе 8-го вида, следует учитывать индивидуальные особенности детей с различными нарушениями. Большую роль играет здесь причина дефекта, а также роль его проявления.

     Основной задачей послебукварного периода является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. Формирование этого навыка должно быть основано на тщательном звукобуквенном анализе и синтезе. Во 2-4 классах проводится дальнейшая работа по развитию у обучающихся звукового анализа. Школьники должны усвоить понятия «звук» и «буква», «звуки гласные и согласные», «слог»; уметь отличить по звуковому составу слова-паронимы, найти и указать местоположение заданного звука, определить порядок звуков в слове. Опираясь на звуковой анализ, обучающиеся должны правильно, без искажений написать слова, звуки в которых сходны по какому-либо (акустическому или артикуляционному) признаку, а так же слова разной слоговой сложности.

     К написаниям, которые вызывают у учеников младших классов школ 8-го вида наибольшие затруднения относятся:

  • слова, состоящие из трёх и более слогов;
  • графическое изображение отдельных букв, смешение их по сходству начертания;
  • слова со стечением согласных;
  • обозначение буквами акустически сходных звуков (звонких и глухих, твёрдых и мягких, свистящих и шипящих, аффрикат);
  • обозначения артикуляторно близких звуков (р-л);
  • написание йотированных гласных, когда они стоят  в начале слова или после согласных (Яша, Рая);
  • обозначение мягкости согласных гласными буквами (няня) и буквой «Ь» (конь, деньки);
  • раздельное написание слов в предложении.

     Фронтальная работа над этим учебным материалом состоит из специальных упражнений по развитию фонематического восприятии я обучающихся, уточнению их артикуляции, зрительных восприятий и развитию тонко координированных движений пальцев рук. В результате школьники должны в достаточной степени овладеть правильным звуковым анализом.

     Специальную коррекционную работу необходимо направить на исправление недостатков обучающихся, опираясь на имеющиеся у них сохранные возможности.

     Обучающиеся школ 8-го вида могут овладеть навыками грамотного письма лишь при условии развития у них фонематического слуха на основе большого количества упражнений, которые должны быть направлены не на многократное выделение из слов какого-либо одного звука, а на дифференциацию сходных (глухого и звонкого, твёрдого и мягкого, свистящего и шипящего и т.д.).

     Очень часто при письме дети пропускаю гласные буквы. Для акцентирования внимания на гласных звуках полезно упражнение в делении слов на слоги, а также письмо с проговариванием вслух, и обязательно с уточнением произношения данного звука. Ученики, имеющие грубые нарушения произношения, должны заниматься с логопедом.

     На коррекцию имеющихся у школьников недостатков зрительного и пространственного восприятия и представления, а также моторики направлены приёмы, способствующие уточнения образа буквы, её графическому оформлению, установлению последовательности букв в слове, слов в предложении. Исправлению нарушений моторики служат уроки физкультуры, рисования, ручного труда, ритмики. На уроках русского языка проводятся упражнения на развитие мелких мышц рук.

     В системе упражнений по развитию навыков фонетически правильного письма можно условно выделить 3 группы:

  1. списывание словесного материала;
  2. дополнение слов буквами и слогами;
  3. самостоятельное написание слов и предложений.

Трудность упражнений в каждой группе постепенно нарастает.

     Наиболее сложным в обучении фонетически правильному письму является формирование навыка письма под диктовку. Оно  основано на звуко-буквенном анализе, постепенном переходе от зрительного подкрепления буквами разрезной азбуки к условно-графической записи слов, а затем с переходом на письмо под диктовку «по следам звукового анализа».

     Каждый урок должен включать в себя все виды упражнений, способствующих формированию грамотного письма: звуко-буквенный анализ, списывание с разными вариантами, письмо под диктовку сначала слов, а затем и предложений с данными словами. К 3 классу навык письма под диктовку должен быть сформирован.

     Итак, каждый урок русского языка должен быть разнообразным по форме, направленным как на обучение элементам грамотного письма, так и на развитее у обучающихся мышления и речи. Необходимо вовлекать в занятие всех учеников класса с учётом их возможностей и недостатков, осуществлять дифференцированный подход.

     Обучающиеся 3-го класса стали заметно работоспособнее. Увеличился объём их внимания, возросла усидчивость. За время двух лет обучения несколько сглажены грубые недостатки фонетической стороны речи. Несмотря на это общий процент обучающихся с недостатком произношения остаётся значительным. Недостатки произношения, слабо развитое слуховое восприятие сказываются на овладении навыками письма.

     Учитывая особенности обучающихся школ 8-го вида, программа большое внимание уделяет разделу «Звуки и буквы». Звуковой анализ и синтез, проговаривание при записи слов, зрительное восприятие выделенных орфограмм – являются ведущими приёмами работы на уроке русского языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения, направленные на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза слов.

  1. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произношением слогов.
  2. Разбор слова с количественным и качественным анализом:

по-ми-дор (3 слога, 7 звуков, 7 букв).

  1. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребёнок называет следующий слог и т.д.
  2. Назвать лишнее слово: помидор, огурец, молоко, горох.
  3. Предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображённого предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
  4. Предлагается ряд слов, записанных на доске. Надо найти одинаковый слог во всех этих слова: самолёт, молоко, прямо, мороженое.
  5. Разложить картинки под схемы слов:

дуб, сосна, берёза, кот, коза, корова

  1. Построить «дома», поселить туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

                   во

           зи     ро

мак     ма    на

  1. Преобразовать слова в указанном порядке. Какое слово получилось?

сокол (колос)      листок (столик)

  1.  Найти слово в слове:

столб        полк       крот

укол         стол        грозы

тепло       лампа     краны

  1.  Добавить слог, чтобы получилось новое слово:

но                                        нос                            

ку        сок                           кус          ки                    

пе                                         мас                  

ле                                         рам          

  1.  Четвёртый лишний:

А У П И     Л С У К     Ж Ш В Щ

Библиография

  1.  Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя./ А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  2. Волина, Т.В. Русский язык. Учимся играя./ Т.В. Волина, Екатеринбург; издательство «АРГО», 1996. – 496 с.
  3. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя./ В.В. Воронкова, М.: Просвещение, 1988. – 102 с.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму ....

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения! (разработки занятий для обучающихся начальных классов коррекционных школ)

Данные разработки занятий предназначены для детей начальных классов коррекционной школы VIII вида.  В  разработках представлено знакомство с основными правилами дорожного движения....

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой ...