доклад "Развитие творческих способностей у обучающихся начальных классов коррекционной школы на уроках чтения"
статья по чтению на тему

Бочарова Ирина Николаевна

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой - художник – иллюстратор, третий - чтец или актер.

Изучив литературу, я пришла к такому выводу: чтобы снабдить обучающихся необходимыми литературно-творческими умениями, необходимо систематически давать определенные задания и упражнения, которые способствуют развитию их потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Обоянская школа – интернат»

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках»

                                                                

Подготовила:

учитель начальных классов

Бочарова И.Н.

Курская область

г.Обоянь

«Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках чтения»

«Ребенок-это не кувшин, который надо заполнить, а лампада,  которую надо зажечь».

(Плутарх)

Эту тему для самообразования я выбрала не случайно. Научить ребенка читать-мало. Важно, чтобы он умел размышлять, предвидеть результат, фантазировать, мог правильно владеть своей речью, активизировать и обогатить его словарный запас. Для обучающихся коррекционных классов - это задача сложная, но выполнимая.

С первого класса я начала вовлекать учеников своего класса в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок проявляет себя по-разному: один -в качестве актера, другой - художник – иллюстратор, третий - чтец или актер.

Изучив литературу, я пришла к такому выводу: чтобы снабдить обучающихся необходимыми литературно-творческими умениями, необходимо систематически давать определенные задания и упражнения, которые способствуют развитию их потенциала.

Мной были выделены 3 группы методов и приемов, которые нацелены на развитие творчества на уроках чтения. Остановимся конкретно на каждом.

1.Словесное развертывание образов произведения.

Цель данного метода-активизация художественного восприятия в начале произведения и после анализа. После прочтения текста  предлагаю детям такие задания: представить образы героев; высказать свое отношение к их поступкам; определить по поведению героев их возраст, характер; придумать продолжение рассказа, либо изменить окончание рассказа; вспомнить о похожих случаях из своей жизни; словесно нарисовать картины; придумать окончание рассказа.

 Например, после прочтения рассказа «На катке» В.Осеевой предложила обучающимся  рассказать своё окончание этой истории. Ребята сказали, что девочке было 5 лет. Она была опрятной и послушной. Жила в городе в одном дворе с Витей. Героиня хотела научиться кататься на коньках так же хорошо, как Витя. Она часто приходила на каток и любовалась его виражами. Он был для нее героем, на которого хотелось быть похожей. Но после случая на катке девочка плакала не от боли, а от обиды и от того, что Витя оказался вовсе не таким хорошим, каким она его себе представляла.  Ее мечты были разрушены, поэтому и боль казалась сильнее.»

Ваня вспомнил, что у него был похожий случай. Он тоже толкнул девочку, когда катался на катке. Но о помог ей подняться, отряхнул снег с  пальтишко и извинился. Девочка после этого продолжила кататься, а когда уходила домой, подошла и сказала ему: «До свидания!»  Таким образом, дети учатся на конкретных ошибках правильным нормам поведения в разных ситуациях.

Большое внимание уделяю развитию выразительного чтения. Для детей это не так просто, как кажется на первый взгляд. Необходимо научить их владеть голосом, дикцией и дыханием. Они должны понимать, какие чувства нужно передать слушателям. Точно соблюдать законы жанра- ведь произведения разного жанра читаются по – разному. Нельзя использовать одни и те же средства выразительности при чтении басни и юмористического рассказа. Перед чтением произведения выбираем с обучающимися средства звуковой выразительности: голос (мягкий, грубый, тихий, громкий ), интотацию (веселая или грустная), темп ( быстрый или медленный), паузы, мелодику, логическое ударение.

Для развития силы голоса хорошо помогает упражнение «Радио». (Читаем громко, еще громче, тихо, еще тише). Можно так читать скороговорки или чистоговорки.

Для выбора интонации нужно сначала осмыслить текст, понять замысел автора, осознать отношение к героям и их поступкам. Для выработки интонационной выразительности  использую на уроках такие задания:

-передай в тексте радость, гордость, печаль, возмущение; (при этом опираюсь на их опыт: вспомни, как ты радуешься, когда получаешь неожиданный подарок, как печалишься, когда тебя долго не забирают домой, как возмущаешься, когда без разрешения берут твои вещи, как гордишься, когда тебе вручают грамоту).  

-прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

-прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствие пробуют различные интонационные окраски и выбирают те, которые им ближе по смыслу, или которые им легче передать. Таким образом, одно и то же произведение ученик читает  с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию удивить товарищей своей интонационной находкой.

Дети любят игру «Не дам!» прошу их пофантазировать и сказать «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром и птичка. Затем ответить «Не дам!» голосами тех же персонажей.

Часто провожу конкурс чтецов. Ведь выразительное чтение – это еще одно доказательство учителю, одноклассникам и самому себе понимания текста, умение его обыграть для других.

 Детям нравится задание на воображение. «Как ты представляешь себе: дождь барабанил по крыше, листья шептались между собой, капель звенела, запели ручейки и т. д.).

Они с удовольствием играют в игру «Определение». Раздаю каждому по карточке со словами или картинками (автобус, арбуз, яблоко, варенье, ромашка, одуванчик, лягушка, корова и т. д.), предлагаю рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, но не называть его. Нельзя показывать это слово и жестикулировать. Таким образом дети учатся загадывать описательные загадки, основанные на их личном наблюдении. (В 1 классе описывая арбуз, они называли только его признаки-зеленый снаружи, а внутри красный круглый, сладкий, сочный. Это большая ягода. В 3 классе это описание немного расширилось. Эта ягода самая крупная, растет на бахче, вырастает из семечка. У нее вкусная сочная красная мякоть. Созревает в августе.).

Работа над собственным сочинительством очень сложна, но интересна. Конечно, здесь важна помощь учителя. Чтобы увлечь детей, показать им красоту их речи, необходима небольшая обработка, огранка. Тогда это занятие им интересно, хочется работать над ним дальше. Начинаю эту деятельность с элементарных стишков - «Доскажи словечко».

 Работая с чистоговорками, предлагаю детям додумать окончание:

Ма-ма-ма- на улице …(зима)

Ри-ри-ри- на ветках…(снегири)

Ко-ку-ка- лепим мы…(снеговика)

Затем работа усложняется. Изучая тему «Народный фольклор», мы читали и заучивали народные песенки и потешки. Я увидела, что дети с легкостью запоминают их, могут угадать конец предложения, и решила предложить вместе сочинить докучную сказку. В итоге у нас получилось такое произведение.

Жил-был Иван, и были у него …(голубые глазки),

Вот вам и начало…( сказки).

У Ивана была жена. Звали её… (Полина),

Вот и сказки …(половина).

Были у них дочка и сынок…(малец, удалец),

Вот и сказочки …(конец)!

Работа со стихотворением может быть интересной и разнообразной, если проявить немного терпения, уделить ей больше времени. Во время кружковой работы по чтению мы знакомились со стихотворением С. Михалкова «Воробей». Дети стали вспоминать, кто из них был в зоопарке, кого они увидели там, кто из зверей им понравился больше всего и почему. А может быть кого - то стало жалко, потому что вид у него был несчастный. Рассматривая иллюстрации с изображением животных в зоопарке, энциклопедию о животных и презентацию  о жизни в зоопарке, они сами уже стали обращать внимание на их общий вид, состояние активности или отдыха. Составляли рассказы от лица каждого животного, обитателя зоопарка. Вот такое стихотворение мы получили после всех обсуждений.

                Слон

В зоопарке я сегодня побывал,

Там огромного слона я увидал.

Грустно он смотрел, как я банан жевал.

Видно, Родину свою он вспоминал.

Я решил, что завтра вновь сюда приду,

Угощенье для слона найду.

Пусть с улыбкой всех встречает он-

Самый добрый африканский слон.

Все дети очень любят сказки. В них большой потенциал для развития их творческих способностей. Можно использовать творческий пересказ. Это может быть пересказ от лица рассказчика или от лица любого героя. Второй вид более сложный. Так как им предстоит переосмыслить свое отношение к происходящему со стороны этого героя. Это может быть и сжатый пересказ и более подробный.

Сочинительство сказок - один из самых эффективных приемов для развития творческих способностей детей. Этот вид деятельности пока для них пока сложен. Дети привыкли слушать сказки, а сами в роли сказочников быть не хотят. Поэтому в начале обучения я использую приемы, которые постепенно позволяют ввести их в роль сказочников. Вот эти приемы:

1. Опорные слова. Чтобы расколдовать сказку, нужно по данным словам вспомнить, как она называется, кто ее написал. (Девочка, волк, бабушка – Красная шапочка).

2. Коллективное выделение опорных слов из сказки (Мама, пирожки, Красная шапочка, волк, бабушка, у тебя такие большие глаза, дровосек).

3. Самостоятельно подбирают опорные слова в какой-нибудь сказке, не называя ее. А остальные ученики должны отгадать сказку.

4. Задание усложняется. Обучающиеся решают «сказочную задачу», не изменяя или частично меняя сюжет сказки.

-Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы волк её не съел? (Не впускать незнакомца в дом, позвонить по телефону маме Красной Шапочки, громко закричать или включить телевизор, чтобы волк подумал, что бабушка в доме не одна и т.д.)

-Что сделать, чтобы Иванушка не стал козленочком? (Когда они шли по дороге, им встретилась яблонька. Иванушка с Аленушкой немного передохнули в тени, съели яблочка, и жажда стала мучить меньше, дети пошли дальше. Или так: им встретился по дороге добрый молодец. Он дал напиться Иванушке и довез их, куда было нужно.)

Однажды мы с обучающимися попробовали себя в роли сказочников. Решили сочинить сказку «Что сказала мне ручка». Вот что из этого получилось. «Однажды я проснулся ночью и услышал, что кто-то разговаривает. Я встал с кровати. На моем столе лежали ручка, карандаш, ластик и краски. Они говорили о своей пользе. Карандаш говорит: «Я лучше всех!» А ластик отвечает: «Зато от меня больше пользы.» Они заспорили. К ним присоединились и краски. Поднялся шум, дело чуть до драки не дошло. Тут тихо подошла кисточка и сказала: «Хватит вам ругаться, мы все важны. Вот я с моими друзьями - красками стараемся раскрасить мир в разные цвета, линейка с карандашом отмеряют и чертят красивые и правильные линии. А все ошибки поправляет ластик. Ну и без ручки никуда не деться. Она помогает людям разговаривать, только неслышно. Без неё не напишешь письма. Всем стало стыдно за своё поведение. Они решили жить дружно и мирно в одном пенале и помогать друг другу.»  

2. Театральная творческая деятельность на уроках чтения.

Работа с иллюстрацией.

Работу иллюстративного характера начинаю с анализа книжных иллюстраций. Обращаю внимание на позу, мимику, одежду изображенных персонажей. Чтобы обучающиеся смогли почувствовать эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите.»  

 Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Работу с иллюстрацией в книге я  провожу в такой последовательности:

-сначала выясняем с детьми, к какой части произведения она нарисована,

-какой эпизод изображен,

-зачитываем этот отрывок,

-какую иллюстрацию еще можно нарисовать?

Так работа с иллюстрацией плавно переходит в словесное рисование, когда ученик своими словами рисует картины к произведению. Вот несколько этапов этой работы:

1. Выделяется эпизод для словесного рисования.

2. Описывается место, где происходит событие.

3. Изображаются действующие лица.

4. Добавляются необходимые детали.

Чтение по ролям - одна из форм драматизации. Оно сопровождается анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Чтение по ролям возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги. Можно читать отдельный отрывок произведения. В 3 классе усложняю прием чтения по ролям. Предлагаю обучающимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показывать выражение лиц и, если возможно, жесты героев. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях их впечатления о героях.

Игра-драматизация

Во время драматизации наиболее максимально задействован творческий потенциал каждого обучающегося. Каждый ученик создает свой образ героя, по-своему показывает его характер, эмоциональное состояние. Перед обыгрыванием сказки обговариваем выразительность мимики, позы, жесты, походку, интонацию голоса, одежду героя. Сначала сюжет обыгрывает один герой, затем второй, третий. И только после этого обыгрываем отрывок полностью в составе всех героев. Когда они начинают раскрепощаться, чувствовать роль, начинают играть, тогда предлагаю подобрать подходящие костюмы, атрибуты. Интересно проходили обыгрывания сказок М. Пляцковского «Урок дружбы», С.Усанковой «Про улитку Агашу», рассказа В.Осеевой «Печенье», украинской сказки «Колосок», «Волк и лиса». Идет подготовка показа сказки «Как медвежонок на день рождения приглашал».

3. Изобразительная творческая деятельность на уроках чтения

Через изобразительную творческую деятельность стараюсь развить в своих учениках фантазию, воображение, умение изображать свое настроение  и отношение к героям разнообразной палитрой красок и оттенков. Для этой работы использую такие приемы:

1. Рисование эпизода, который им больше понравился;

2. Рисование заданного персонажа, серии рисунков;

3. Изображение настроения произведения или персонажа;

4. Аппликация или лепка по произведению;

5. Составление картинного плана.

Через цветовую гамму ребенок легче передает свое отношение к героям, к происходящему событию. Потом из этих рисунков собираем книжку-самоделку. Видя результат своего труда, дети охотнее включаются в работу. Ведь это то, что можно показать другим, чем можно похвалиться.

Вывод:

             Закончить хочу словами Паустовского К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Чтобы этого не случилось, необходимо совершенствовать и чаще привлекать на уроках методы и приемы, направленные на развитие литературного творчества, воображения, стимулировать и развивать любовь к книге и чтению.

Я и дальше буду прилагать усилия к тому, чтобы организовывать свои уроки и кружковую работу так, чтобы пробудить в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, размышлять, помочь им найти и понять себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и счастливой жизни.

                                   Литература

1. Алексеева Е.М. Сказки, сочиненные детьми. Начальная школа, №9, 2008, с. 55.

2. Атрашкевич И.А., Г.В. Михейкина. Стихосложение как введение в мир поэзии. - Начальная школа №8, 2007.

3. Абакумов С.И. Творческое чтение. - М., 1925.

4. Афанасьев П.О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе. - М., 1932.

5. Боголюбская М.К., Табенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. - 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984 - 464 с., ил., 8 л.ил.

6. Брушлинский Л.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. М. - Институт практической психологии, 1996.

7. Вержбицкая М.А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения. Начальная школа №1, 2007 - 19 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения младших школьников. // Начальная школа - 2009, №10.

10. Никитина В.А. Развитие творческих способностей учащихся. Начальная школа, №10, 2007.

11.Ушакова Н.Г. Развитие внимания и памяти у детей в работе над сказкой. // Начальная школа, №9, 2007 - с. 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

Развитие творческих способностей у детей начальных классов

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

       Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения! (разработки занятий для обучающихся начальных классов коррекционных школ)

Данные разработки занятий предназначены для детей начальных классов коррекционной школы VIII вида.  В  разработках представлено знакомство с основными правилами дорожного движения....

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Выступление на МО начальных классов «Развитие познавательных способностей у обучающихся начальных классов»

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся.  Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а н...