Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»
материал на тему

Зайкина Елена Александровна

Описание опыта работы.

Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_rabot1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Описание опыта работы.

                                                                  Не школа преобразовывает жизнь, а,

                                                                  напротив того, жизнь создает для себя

                                                                  школу и приспосабливает её к своим

                                                                  потребностям и стремлениям.

                                                                                                        Д.И. Писарев.

 Адрес: Восходская средняя общеобразовательная школа

               Мишкинского  района курганской области.

Сведения об авторе: Зайкина Елена Александровна,

                                           учитель начальных классов.

                                           Образование среднее специальное,

                                           стаж работы 2года.

Наименование темы опыта: Развитие творческих способностей у        учащихся  начальных классов.

Объект опыта: учащиеся начальных классов «Восходской средней

        общеобразовательной школы».

Актуальность проблемы опыта.

   Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учительством стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами творческой  личности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.

   Что же такое творчество? Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

 Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И в настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей  личности.

Обоснование авторской идеи.

     Работая в школе, мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, узнавать о  новых технология и применять их на практике. Каждый свой урок мне хочется построить так, чтобы ученики захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к развитию творческой деятельности. Ведь творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Описание сущности опыта.

     Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.              Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

    Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся по преимуществу должна быть творческой, самостоятельной или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.

     Готовясь к урокам литературного чтения ,  я стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно мыслил в течении всего урока. Для этого я прибегаю к специальным приёмам. К одному из таких приёмов относится приём «постановка вопросов».

   Вопросы ставлю так, чтобы ученики, могли сравнить и на этом основании сделать вывод, например:

Чей план, из написанных на доске, более удачный?

Какой пункт в нашем плане вам кажется главным?

Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

   Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном.

  Дети очень любят придумывать сказки и различные истории, продолжение произведения. Например, после прочтения сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», обучающим было предложено написать «Сказку, о том, как человек избавился от своей вредной привычки».

   Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова. Детьми ведется «Книжка-малышка», собственного изготовления, в которых записываются частушки, загадки, песни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают эмоциональные способности.

   Очень нравится ученикам подбирать слова для характеристики литературного героя. Из написанных на доске слов выбираются нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики героя.

    На уроках русского языка , я использую еще один приём. Называется приём «Выделение противоположных свойств». Этот приём предлагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. Умение находить противоречия – есть основа парадоксального мышления, а оно в свою очередь, является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны предметов и явлений.

    Я часто использую на уроках русского языка  развивающую игру «Противоположность». В игре «Противоположности» задаются противоположные свойства или признаки, а обучающиеся должны догадаться, какие предметы  или явления могут этими свойствами обладать. Например:

Острый  - тупой (угол)

Горячий – холодный (утюг)

Добрая – злая (собака)

Веселый – грустный (человек)

Глубокое – мелкое (озеро)

Слабый – сильный (животное, ветер)

Быстрая – медленная (езда)

Идти – стоять (часы) и т. д.

Необходимо добиваться, чтобы ученики называли как можно больше таких вариантов.

  Еще один вариант развивающей игры, которая называется «И хорошо, и плохо». В игре предлагается оценивать явления природы, действия и предметы:

Зима, лето, осень, весна;

Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;

Кушать, спать, гулять, в лесу, лазать по горам;

Пить лекарства, делать зарядку, умываться;

Нож, тарелка, стекло, утюг.

Учащиеся должны найти хорошие, плохие стороны явлений.

  В русском языке ,я так же использую прием «постановка вопросов». Способность обучающих к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития творческих способностей. Для расширения возможностей учащихся и ломки стереотипов в формулировании вопросов (что? как? почему? ), необходимо создать ситуацию общения с ребенком на равных, а так же важно показать учащему образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Необходимо научить выбирать направленность вопросов. Важными являются вопросы, которые относятся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.

Этому процессу ученик может обучиться только  при помощи взрослого в ходе учебной или игровой деятельности. Главное, чтобы вопросы побуждали обучающего к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены более на развитие логических умений и навыков.

    Когда учащиеся задают вопросы, не надо спешить отвечать на них, можно предложить им высказать свои предположения («А как вы думаете?»).  Я учу детей задавать вопросы самим себе и пытаться самостоятельно найти ответы на них.

Например: ученик загадывает какое – либо существительное, остальные учащиеся задают не более пятнадцати вопросов, на которые он отвечает «да» или «нет». Цель такого упражнения, назвать существительное, которое было задумано.

 Еще одно преимущество этого приема, он учит составлять текст по вопросам. Например, метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества.

Напиши сочинение по вопросам:

- Кто это был?...

- Что он ответил?...

- Как выглядел?...

- Что ему сделали? …

- Куда пошел? …

- Его реакция?  и т.д.

    Урок математики должен начинается не со счета, а с загадки, проблемы. Я думаю, чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решении проблем, ребенок может войти в мир творчества.

   Для того, чтобы поддержать интерес к предмету, развить качества творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности, необходимо сформировать развитие анализа и синтеза, сравнения, обобщения; развивать творческое мышление и мышление вообще. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике.

  Для развития творческих способностей на уроках математике, я использую решение творческих заданий, которые делятся на два этапа:

- творческие задания, требуемые самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.

- задачи повышенной трудности интегрированного характера, где знания применяются из различных школьных дисциплин одновременно.

Например:

Задание.

Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):

4 * 3                                            18 : 3

(Много снега- …)                     (Мало леса – посади)

12 : 2                                           42 – 22

(Много леса-береги, …)                (брат и сестра)

5 * 4                                                 2 * 6

(Лес и вода - …)                             (много хлеба)  

Решение.

4 * 3 = 12          2 *6 = 12

Много снега – много хлеба.

12 : 2 = 6           18 : 3 = 6

Много леса – береги, мало леса – посади.

5 * 4 = 20          42 – 22 = 20

Лес и вода – брат и сестра.  

Задача.

Из книги выпало несколько листов. Первая страница выпавших листов имеет номер 213, а номер последней страницы изображается теми же цифрами, но в  ином порядке. Сколько листов выпало из книги?

Решение задачи.

50 листов. Номер последней выпавшей страницы – 312 (она должна быть четной). Номер следующей страницы книги – 313. следовательно, число страниц выпавшей части: 313 – 213 = 100. выпавшая часть составляет: 100:2=50 листов.

   Использование таких нестандартных задач, заданий, подготавливают учащихся к творческой деятельности. Развивающее обучение – это работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путем целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог,, внимание к проблемно – поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.

   Работая на методической темой: «Развитие творческих способностей у младших школьников» на уроках окружающего мира, я поставила перед собой цель:

- развивать творческие способности учащихся, их интеллекта и творческого мышления, через мыслительные операции, через развития природоведческого кругозора детей.

(научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной учебной деятельности)

Для этого, я стала отбирать и создавать для работы  разнообразный методический и дидактический материал, а также использовать различные приемы, направленные на формирование специальных и интеллектуальных умений.

Дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, сравнением и систематизацией знаний.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира, я использую задачи на доказательство.  Значение  таких задач в развитии творческих способностей учащихся велико. Они дают возможность выявить не только глубину понимания изученного вопроса, но и умение оперировать приобретенными знаниями.

Например: «Гуляя в еловом лесу, вы замечали, что в нем темно, сыро, деревья растут очень густо, их кроны пропускают мало света. А в сосновом лесу светло, деревья растут редко, кроны высоко поднимаются над головой, света проникает много. Почему так ?»

В данном случае у учащихся формируются понятия «светолюбивые» (сосна) и «тенелюбивые» (ель) виды растений.

  Важным структурным элементом являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение. Многообразие природы, её экологическая целостность, единство природы и человека, хрупкость и уязвимость природы – все это отражено в рисунках.

  При работе с рисунками у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, обобщать, делать выводы.

  Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира помогают привить интерес к предмету, развивать интеллектуальные способности младшего школьника.

    На всех уроках я часто  предлагаю выполнить творческие задания: приготовить сообщения по определенной теме, написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, используя ИКТ.

   Для развития творческих способностей учащихся стараюсь:

- развивать способности, склонности;

- интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;

- овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;

- направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую деятельность.

  Важным условием развития художественных способностей учащихся ребенка являются индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

   Ведя наблюдения в течении двух лет, за работами учащихся, можно сделать вывод: одни  очень быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки не выразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить работу как можно лучше. Кто-то любит рисовать красками, кто-то карандашом и редко прибегают к краскам.

Я заметила, что творческие способности не могут быть развиты у всех ребят одинаково в силу их индивидуальных  возможностей. Но все -  таки стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

  Индивидуальную работу с учащимися веду так,  чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Стараюсь вселить в каждого ученика уверенность в том, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучить реальность. Одним из способов я использую ряд неожиданных и необычных заданий. С помощью этих заданий развивается воображение, вырабатывается привычка к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

- сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

- село будущего;

- портрет, составленный из цветов, из овощей, фруктов;

- необычная игрушка из необычного материала;

- интеллектуально – развивающие игры: «Волшебные кляксы», «Помоги  художнику».

  Кроме индивидуальной  работы  в своей работе часто использую различные технологии изображения, например, лепку из пластилина, работу с природным материалом, рисование кисточкой, пальцем и т. д.

Так же использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Поздравляем, С Новым годом!», «Подводный мир». Индивидуальное творчество в творчество коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

              Результатами моей деятельности служат:

  1. участие в школьных праздниках , конкурсах рисунков, оформление выставок;
  2. участие в районных мероприятиях (выставка «Дары осени»), заняли первое место.
  3. количественный контроль на уроках ИЗО, где учатся на «4» и «5», составляют 100% от всего класса

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребенок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира.

Развивая творческие способности у младших школьников могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находить в этом творении счастье.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"

Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы". Одним из направлений ФГОС НОО второго поколения, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени...

Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

Статья содержит информацию о роли учителя при развитии творческих способностей учащихся начальной школы...

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...