Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы
статья по теме

Мусиенко Любовь Александровна

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы.

               В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей  природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое  детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка»

             Одним из важнейших направлений моей работы является подготовка учащихся к творческой деятельности, к жизни в обществе, т.к.  общество ставит перед учителем задачу воспитания нужной и полезной ему личности с общечеловеческими ценностями. Поэтому одна из главных задач моей работы- воспитание активных, инициативных, творчески мыслящих учащихся, которые в будущем вырастут разносторонними людьми, творчески работающими, приносящими пользу обществу.

             В связи с тем, что основы интеллекта, основы психики и всей духовной жизни человека формируется главным образом в дошкольном и школьном возрасте,   хотя результаты работы учителя, результаты развития ребёнка обнаруживаются намного позже, считаю, что развитие творчества, творческого мышления важно на всех этапах школьного обучения.

           Если предлагать ребёнку довольно  «гладкую дорожку» в обучении, изучили правило, потренировались, опять повторили, но ошибок от этого не убавилось. Если предлагать детям только работу, направленную на выполнение заданий по образцу учителя и опирающуюся на память учащихся, то дети будут стремиться быть исполнительными, чёткими, усидчивыми. Это, конечно, качества положительные. Но из них не вырастут познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность искать и находить какие-то нестандартные решения. Поэтому, наряду с требованиями «делай, как я», на каждом уроке предлагаю детям проявлять своё творчество.

           Интересы, склонности и способности детей различны. Каждый ребёнок по-своему уникален. Для меня важно выявить особенности каждого ученика. Все дети по- своему талантливы, раскрыть этот талант должна я – учитель. Для этого необходима большая и кропотливая работа с детьми, направленная на развитие их творческих способностей.

          В начальной школе все предметы дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе.

          Т. Шацкий писал, что   «зачатки творческой силы существуют почти у всех… надо лишь создать для проявления её подходящие условия»

           Что же такое творчество? Это созидание, это «деятельность, результатом которой является создание материальных ценностей. (Психология. Словарь под редакцией А.В.Петровского и  М. Г.Ярошевского.-М. 1990г.) Такого научное определение.

          Особое значение в процессе развития творческих способностей имеет развитие творческого мышления и творческого воображения. Творческое мышление в свою очередь составляет образное, логическое, диалектическое.

          Образное мышление развивается в процессе создания каких-либо образов, сравнения, выявления ассоциаций в различных объектах.

          Что же такое образное мышление? Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать всё таким, как есть в многообразии цветов, запахов, звуков, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ- модель, в левом- соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, картины, открытия. Пользуясь образным мышлением, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е, продолжает их видеть и уже работает с ними, как хочет: то ли списывает, то ли считывает. Образы сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное (словесное) мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами всё, что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в работу или схему, додумывать любые недостающие детали. Сумел вообразить- значит, помнишь. Понял- представил. Представил- уже знаешь. Не надо тратить время на зубрёжку. То есть образное мышление возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, т.е. учит творческому мышлению С помощью анализа или создания системных связей между образами чего- либо или во время связки далёких ассоциаций между собой формируется системное логическое мышление. Диалектическое (« противоречивое», «в развитии») мышление развивается во время выполнения заданий, позволяющих посмотреть на мир, вещи, события одновременно с двух противоположных сторон . Итак, творческое мышление- основа обучения, поэтому развитие различных типов мышления является фундаментом полноценной учебной деятельности учащихся и развития их творческих способностей.

       Непременным условием творческой деятельности учащихся и развитие творческого     воображения. «Воображение (фантазия)- психическая деятельность в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда   в целом не воспринимающихся человеком в действительности» («Советский энциклопедический словарь»,-М.  «Советская энциклопедия», 1990)

       Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений.

        Существуют творческие задачи, имеющие большую неопределённость ситуации, которые с трудом поддаются анализу и могут быть разрешены лишь благодаря работе воображения, а не мышления (хотя эти процессы тесно связаны между собой).Часто на уроках бывает необходимо мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования, вообразить целое, которое должно быть составлено из нескольких частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого.

        Поэтому развиваю в совокупности зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое  и обонятельное воображение, учу ребёнка видеть  в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, направлять свою фантазию на решение разных задач.

        Итак, развитие творческого воображения необходимо для  успешного обучения основам наук, имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской деятельности, в повседневной жизни.

         Для развития творческих способностей учащихся мною используются различные методы обучения. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Методы конструирования, исследовательский, проблемный, частично- поисковый, эвристический в совокупности с объяснительно- иллюстративным дают свои результаты в формировании творческой личности школьника.

         При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые развивают разные интеллектуальные  качества: внимание, память, умение находить зависимости, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей предметов; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления и воображения.

 Итак, развитие творческих способностей учащихся является основой обучения, фундаментом полноценной учебной деятельности каждого школьника.

         Работая в школе 30 лет, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроках является игровая деятельность, создание положительных, эмоциональных ситуаций, «открытие» им самим нового знания. Всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, включает их в процесс творчества, помогает усвоить любой учебный материал.

        Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Это как бы три блока.

         Во- первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолеть свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. В то же время предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений гармоничного развития личности школьника.

        Одну из составляющих творческого мышления,  образное, можно развивать при изучении букв и цифр в 1 классе. Не секрет, что дети часто забывают очертания букв и цифр, путают их, поэтому каждая буква и цифра должны быть для малыша воплощением яркого образа.

        «В старом дереве дупло                      «Буква  Б с большим брюшком,
        Ну совсем как буква…О.»                   В кепке с острым козырьком»

       Перед детьми  ставится творческая задача: а на что похожа эта буква (цифра) или что ещё напоминает вам?

  1. копьё, гвоздь, стрела, крючок, карандаш.
  1. Очки, велосипед, две шестерёнки.

 Фантазии детей нет предела. Если позволяет время, можно даже зарисовать. И пусть открытие будет маленьким, но это творчество облегчает и умственный труд- запоминание буквы,  цифры.

На уроках письма монотонное и однообразное написание букв утомляет детей, не вызывает интереса. Поэтому я создаю такую ситуацию, когда написание буквы- это творчество. Применяю нетрадиционные методы и приёмы работы, способствующие развитию творческих способностей: ощупывание букв из плотной бумаги и штриховка для развития  тактильного воображения совместно со зрительным восприятием образов.

      Пишем букву К- путешествуем вместе с Котом в сапогах к людоеду, М- едем вниз и вверх на эскалаторе в метро, Ч- поём вместе с Геной песню для  Чебурашки. А  сколько изобретательности и творчества проявляют ребята на этапе штриховки , строя дворец для Золушки или моделируя ей карету при изучении буквы З, грибную полянку при изучении буквы Г и т. д. Они не просто изображают что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

        На грани творчества находится исполнительская деятельность, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения- чтение- сопереживание героям, полное погружение в мир героев книги; бывает, что юный читатель сам воображает себя одним из персонажей книги, верит всему, что происходит в книге, это наивно- реалистическое восприятие литературного произведения. Например, урок чтения. Г.Сенкевич «Янко- музыкант» Задание: представьте себе Янко, почувствуйте, что с ним происходило, когда он слышал настоящую скрипку; представьте себя в роли Янко. (З Романовская «Живое слово») Это метод творческого чтения, когда школьники выступают в роли читателей и слушателей, авторов, рассказчиков и артистов. Специальная знаковая система помогает детям побывать в разных позициях, когда они- читатели, учатся выразительно читать, слушатели-  учатся слушать и  слышать художественное слово, пробовать свои силы в художественном творчестве. Возможен и прямо противоположный подход к читаемому: юный читатель как бы сам оказывается рядом с автором - писателем, изменяет сюжет рассказа или сказки, даже вводит новые эпизоды или представляет их, отвечая на вопрос: « А как бы ты закончил рассказ, сказку?» Тогда ученик становится автором. Первый случай - эмоционально- творческий, из него вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного, составление словесных картин, портретов, мультфильмов, второй случай- логический, он предполагает составление плана, моделирование сюжета, творческого пересказа и т. д.

       Второй блок системы- это элементы исследовательской деятельности и конструирование; построение языковых структур- таблиц сложения и спряжения, сложения и вычитания, умножения и деления, схем предложений различных типов, задач; конструирование- построение предложений усложнённого типа, создание текстов различных типов и назначений, задач нового вида, языковые игры: кроссворды, ребусы, быстрый подбор слов по какому-либо признаку, составление четверостиший и двустиший, даже стихов. Изобретение загадок в прозе и стихах, выполнение развивающих творческих заданий.

         Развитию логического мышления и творческого воображения способствуют целая система заданий на уроках математики, которая направлена на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификация, решение логических задач. Это всевозможные математические рамки и лабиринты, занимательные задачи.

          Большое место отвожу задачам на построение цепочки логических  рассуждений с последующими выводами, например: « В саду распустились 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них. Ответь на вопросы: да или нет. 1) был ли среди них хотя бы один георгин? 2) была ли среди них хотя бы одна астра?»

         «Миша запланировал купить: карандаш, линейку и тетрадь. Сегодня он купил только два разных предмета. Что мог купить Миша, если считать, что в магазине были все нужные ему учебные принадлежности?»

         Задачи на развитие конвергентного (т.е. последовательного, логического) мышления помогают выявить наиболее способных и испытывающих трудности.

         1 группа - задания на сериацию (сериация - одна из важнейших мыслительных операций).Задания: в данной серии вместо вопросительного знака восстановить пропущенную фигуру. Ученики могут не изображать условие, достаточно изобразить только ответ и объяснить, как он получен. Несколько отличается группа задач, в которых надо найти четвёртую, недостающую фигуру по аналогии. Правильно понятая логика расположения фигур даёт возможность определить, какая фигура не нарисована.

        Ещё сложнее мыслительная операция- выявление простых закономерностей. Методика решения таких задач требует, чтобы при подготовке плакатов на одном листе размещалась только одна задача. По аналогии можно составлять много подобных задач, используя самые разные изображения: геометрические фигуры, цифры, буквы, изображения живых существ., различных знаков и в зависимости от этого задачи могут иметь предметную направленность и использоваться как дополнительное средство на самых разных уроках и во внеурочной работе.

        И третий блок системы- самовыражение индивидуальности личности ученика через творчество. Когда школьник рисует сюжетную картинку к рассказу на основе воображения, разумеется, вносит что-то своё, что-то  от своей личности. От своего видения жизни- это самовыражение. Самовыражение- это сочинение, даже самое простое, т.к. в сочинении всегда выражается личность пишущего. Самовыражению   служат самые разнообразные сочинения, которые я использую: на основе личных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных спектаклях и фильмах, по данному началу и концу, по опорным словам, по сюжетным картинкам, миниатюры, описание, рассуждение, свободные сочинения.

         В курсе обучения русскому языку в начальной школе работа над изложением и сочинением- самая сложная тема.  Я последовательно знакомлю детей с признаками текста, посвящая каждому признаку отдельный урок. Обязательно в конце каждого из этих уроков появляется табличка с определёнными понятиями «текст», «тема», «главная мысль», «опорные слова». Затем я провожу игровой урок- обобщение этих понятий. Задача урока- показать, как, используя знания о признаках текста, можно построить связный интересный рассказ.

        В третьем классе я знакомлю детей с разными типами текстов: текстом- повествованием, текстом- описанием, текстом- рассуждением. Дети знакомятся с особенностями каждого текста. Четвероклассникам доступно составление рассказов, в которых используются элементы разных текстов.

        Поощряю поэтическое творчество детей. При чтении слогов на уроках обучения грамоте у детей рождаются первые рифмы: на- на- на в лесу живёт сосна; ну- ну- ну- сяду на Луну. Заметив это, стала проводить  «рифмовочки». В третьем и в четвёртом классах практикую стихотворные попытки детей по данной рифме, данному началу. Конечно, не все детские стихи можно назвать настоящими стихами, но вижу, что у детей есть желание выразить себя в стихотворной форме. Дети пишут добрые и ласковые стихи о животных и природе, о событиях и друзьях, о школе и о семье, высказывая свои мысли и чувства. Они пишут стихи и грустные, и серьёзные, и весёлые. Стихи записывают в тетради и альбомы, дополняя их рисунками.

       Дети и любят сказки, не только их читают, но и сочиняют сами. Чаще всего ребята пишут о животных, о природе, что им близко и понятно.

       Художественные достоинства детских творений не столь уж велики, видна их подражательность и скованность в выборе изобразительно- выразительных средств, и т. п., но нельзя отметить определённую искренность и неподдельное стремление выразить чувства, владеющие ими.

       Любимыми творческими заданиями учащихся стало составление орфографического упражнения друг для друга по определённой теме. Обращаю внимание « составителей» на разнообразие формы записи упражнений: запись слов с пропусками, с дробью, в скобках проверочных слов или, наоборот, лишь обозначение скобок с предложением вставить в них проверочные слова и т. п. Упражнения, составленные детьми, могут выглядеть по- разному.

       Составление упражнений детьми не только развивает их творчество, но и формирует у них чувство орфографической формы, орфографическую зоркость, но имеет ещё одну важную особенность. Выполнение этого задания становится коммуникативно мотивированным для детей. Являясь автором своего упражнения и понимая, что оно предназначено для других, ребёнок не позволит себе небрежности в письме. Отчётливо представляет себе, что для того, чтобы быть понятым другими людьми, он должен писать каллиграфически  и орфографически правильно. Наиболее удачно составленные и оформленные упражнения могут «удостоиться чести» быть включёнными в коллективный сборник орфографических упражнений.

       Творческое самовыражение проявляется и во внеклассной работе. Для работы с учащимися мною создан так называемый банк интеллектуальных разминок и развивающих игр. В нём собраны задания, направленные на развитие творческого мышления и воображения учащихся, которые можно использовать на уроках как нетрадиционные приёмы устной речи.

       Некоторые учителя и родители считают, что воображение ребёнка намного богаче, чем у взрослого человека. Однако при научном рассмотрении вопроса оказалось, что  воображение достигает своей зрелости только у взрослого человека. Дело в том, что деятельность воображения зависит от опыта комбинированных особенностей и интересов личности. Естественно, опыт ребёнка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. И поэтому, я считаю, что нужно проводить специальные упражнения и игры на развитие         творческого воображения и фантазии.

      Развитию творческих способностей помогают и олимпиады, целью которых я ставлю помочь учащимся осознать программный материал через выполнение повышенной трудности, разбудить стремление к творчеству на каждом уроке. Даже подготовка к олимпиадам создаёт атмосферу творчества на уроках.

       Итак, детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда- чувство тайны, которую так хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество»,- сказал А. Энштейн. Творчество это не оценить, не измерить обычными мерками. Но оно обязательно имеет продолжение и при переходе в среднее звено школы. Дети быстрее находят новые способы решения задач, составляют оригинальные задачи, легче устанавливают связь между ранее изученным и новым материалом, пишут интересные сочинения. Обогащается их словарный запас, развивается речь. На  любом уроке они могут думать и рассуждать смело, нестандартно, увидят то, мимо чего они проходили, не замечая.

        Перед нами учителями стоит задача вырастить детей инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое они бы не взялись. Как выразилась Е.Н.Потапова: «Убьём в детях талант- рассыплется мир, распадётся хаосом, и не только мы сами останемся безголосыми, безъязычными, бесцветными, ног и природу обезголосим, обезглавим, обесцветим»

Приложение.

Детское творчество.

  1. Загадки.

     Хижняк Катя, 3 класс:                                      Скробов Владик, 3 класс:

«Пищит, а не мышонок,                                       «Я пятнистый, с длинной шеей

С крыльями, а не летает,                                      Ем вершины у растений»

Жёлтый, как солнышко» (Цыплёнок)                 Кто я? (Жираф)

     Йорх Игорь, 3 класс:                                        Мучкина Ксюша, 3 класс:

«Было яичко,                                                         «В Африке живёт, фрукты в Африке жуёт,

А стала жёлтая птичка» (Цыплёнок)                  С  длинной шеей он, пятнист. Кто же это?» (Жираф)

     Венгжина София:                                             Куриленко Вика, 3 класс:

«Жёлтый одуванчик по двору идёт,                  «Он высокий и большой, он любитель фруктов.

Жёлтый одуванчик зёрнышки клюёт»               Он с пятнистой шеей. Кто же это? Кто?»                             (Цыплёнок)                                                            (Жираф)

  1. Стихи.

Линник Настя, 4 класс:

        «Мама»                                                                           «Щенок»

Милая мама, тебя я люблю!                                                  У нас есть красивый щенок.

И это стихотворение тебе расскажу.                                   Он нечаянно нажал на звонок.

Мамины руки самые нежные,                                              Он всегда лает,

Согреют даже зимой снежной.                                             Нам, кажется, счастья желается.

Мама всегда меня понимает,

Своей любовью меня согревает.

        Куриленко Вика, 4 класс:                                         Ратт Даша, 3 ласс:

             «День рождения!»                                                        «Лошадка»

День рождения! День рождения!                                        У нас есть красивая грядка,

Это праздник мгновения.                                                        По ней ходит наша лошадка.

Когда этот праздник наступает,                                            Мы любим на ней скакать,

Как всегда, он засверкает.                                                     Она любит с нами играть.

Засверкает он светло,

Мне от этого тепло!

  1. Сказки.

Барышникова Лена, 3 класс:

«Принцесса и её котёнок Барсик»

        У принцессы был маленький котёнок Барсик. Она очень любила Барсика,  а Барсик очень любил её!

Принцесса за ним ухаживала, кормила вкусной едой.  Котёнок Барсик не царапался, но мяукал. Принцессе очень это нравилось, что он добрый. Когда принцесса ложилась спать, котёнок мурлыкал и мяукал. Принцесса засыпала.

       Замечательно жили принцесса и котёнок.

Токарев Слава, 4 класс:

«Вредный арбуз»

       Жили-были на грядке разные овощи и фрукты. И вот в один прекрасный солнечный день арбуз говорит:

- Я самый большой и красивый из всех. У меня зелёная толстая кожура, а внутри я сладкий, как сахар, и все люди очень меня любят.

       Арбуз посмотрел кругом и спрашивает морковку:

- А от тебя какой толк? Сидишь в земле, тебя никто не замечает.

       Морковка ему в ответ говорит:

- Пусть я маленькая и меня не видно, зато я очень полезная и во мне много витаминов.

      Арбуз рассмеялся, потом посмотрел на лук и сказал:

- А уж тебя-то точно никто не любит. Ты горький и все люди от тебя плачут.

     Лук гордо сказал:

- Да, я горький и не вкусный, но ведь я тоже очень полезный. Я лечу от всех болезней, убиваю всех микробов. Если бы меня не было, то люди бы болели.

     Зелёный арбуз не унимался, всё себя расхваливал, а над другими смеялся. Смеялся он, смеялся и лопнул. Прилетели вороны и склевали его.

     Ну вот и сказке нашей конец, а ты хорошенько подумай. Чем себя нахваливать, сначала посмотри вокруг.

   

                                                                                                                                                                                                               

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема заявленного опыта: «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»

Описание опыта работы.Тема: "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов"...

Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"

Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы". Одним из направлений ФГОС НОО второго поколения, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...