Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма
статья по теме

Чернова Наталья Григорьевна

Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Учитель начальных классов

ГБОУ специальная коррекционная

 школа VIII вида № 869

Чернова Н. Г.

Наиболее сложным этапом обучения фонетически правильному письму умственно отсталых школьников является формирование у них навыка письма под диктовку. Предыдущие упражнения уже в какой-то мере подготовили учащихся к овладению этим сложным видом деятельности. Обучение письму под диктовку должно проходить последовательно. Первоначально необходимо осуществить звуко-буквенный анализ слова, составить слово из букв разрезной азбуки , прочитать его и списать. Затем работу следует несколько усложнить. Ученики составляют слово, читают его, а затем записывают, вставляя букву, которую учитель убрал из составленного ими слова. Далее из состава слова следует убрать целый слог, который ученики должны записать самостоятельно, а затем и само слово. Запись при этом должна осуществляться на основе анализа и синтеза, но уже без зрительного подкрепления в виде букв разрезной азбуки.

В дальнейшем в качестве зрительного подкрепления вместо букв разрезной азбуки выступает условно-графическая запись слов. Предварительно по следам анализа ученики должны начертить столько полосок,  сколько в слове слогов, и столько точек, сколько в нём звуков, обозначая гласные красным цветом, а согласные синим.

Только после такой длительной подготовки учащиеся могут перейти к письму под диктовку «по следам звукового анализа» без зрительной и моторной подготовки. Звуковой анализ долгое время должен оставаться ведущим при осуществлении письма под диктовку. Каждое подлежащее написанию слово необходимо повторить, соблюдая правильное произношение, установить количество и порядок звуков. Звуковой анализ должен сокращаться постепенно за счёт исключения некоторых, уже отработанных этапов, например отказа от определения количества звуков в слове, затем – их порядка. Опорой может быть только слоговой анализ и выделение некоторых звуков. В ходе обучения предварительный анализ из внешнего действия должен переходить во внутренний план и осуществляться учащимися самостоятельно в процессе написания слов под диктовку. Для облегчения такого перехода можно рекомендовать написания простых по структуре слов (в один закрытый слог или два открытых). Сложные по структуре слова, слова с трудно дифференцируемыми звуками всегда подлежат предварительному анализу до достаточно полного овладения их составом. Каждое слово после написания должно прочитываться для осуществления речевого и кинестетического контроля.

Овладение записью на слух предложений  также должно быть постепенным и проходить те же этапы, что и запись слов. При этом большое внимание следует уделять вычленению отдельных слов из предложения, а предложений из речевого потока. Подлежащие написанию предложения предварительно полностью составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются и списываются. Затем из предложения можно убрать отдельные, достаточно лёгкие слова, заменяя их условно-графической записью, которая постепенно полностью вытесняет составление предложений и является внешней, материализованной опорой при формировании навыка письма под диктовку, так как помогает учащимся уточнить количество слов в предложении. При необходимости, звуко-буквенный анализ также сопровождается условно-графическим изображением отдельных слов. В процессе обучения отпадает необходимость в условно-графической записи сначала отдельных слов, а затем и всего предложения. В дальнейшем не все слова могут подвергаться звуковому анализу, затем анализ предложения сокращается до указания только количества слов. Наконец, не анализируются короткие предложения, состоящие из двух-трёх несложных по структуре слов. Таким образом, ученики постепенно приучаются писать под диктовку слова, предложения, связного текста.

Однако трудность в написании под диктовку у умственно отсталых детей всегда будет возникать при изучении новой темы. Поэтому каждый урок во вспомогательной школе должен включать все виды упражнений по возрастающей степени сложности, способствующих формированию грамотного письма: звуко-буквенный анализ, списывание с разными вариантами заданий, письмо под диктовку сначала слов, а затем и предложений с этими словами.

На уроке, как этапы обучения, рекомендуются диктанты предупредительные и объяснительные. Они должны сопровождаться предварительным или последующим звуко-буквенным анализом с выкладыванием слов и предложений из букв разрезной азбуки или их условно-графической записью. Завершается тема обязательно контрольным диктантом, которому в начале года может предшествовать звуковой анализ, а в дальнейшем только установление количества слов в предложении. К третьему классу навык письма под диктовку у учащихся вспомогательной школы должен быть сформирован.

Итак, каждый урок русского языка во вспомогательной школе должен быть разнообразным по содержанию и форме, направленным как на обучение элементам грамотного письма, так и на развитие у учащихся различных сторон мышления и речи. Кроме того, он должен вовлекать в занятие всех учеников класса с учётом их возможностей и недостатков.

Дифференцированный подход к учащимся различных групп, испытывающим те или иные затруднения в овладении навыком фонетически грамотного письма, необходимо осуществлять при прохождении каждой темы. В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонетическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение.

На эту группу детей следует обратить особое внимание при выполнении ими упражнений в списывании для предупреждения механического копирования образца. В то же время сохранное зрительное восприятие может служить опорой в обучении.

Наиболее сложным для них является овладение всеми этапами по слуху: разделением слова на составляющие его части, точным распознаванием каждого из выделенных звуков, а также установлением их последовательности. Формированию этих навыков могут служить предложенные нами выше упражнения по формированию письма под диктовку.

 Дети с  нарушением артикуляции, но достаточно сохранным фонетическим слухом направляются к логопеду. Работа по постановке, автоматизации и дифференцировании отдельных звуков у этих учеников не может быть оторвана от программных требований по русскому языку и должна сопровождаться звуковым анализом отдельных слов и предложений. В свою очередь,  учитель закрепляет на уроке результаты логопедических занятий, опираясь на сохранный у них фонематический слух и зрительное восприятие. В основном всех учеников данной группы надо включать во фронтальную работу класса. Индивидуальный подход осуществляется к тем учащимся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных учеников на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Для самостоятельной работы им можно предлагать те же упражнения, что и всему классу, но с предварительным чётким артикулированием каждого звука,  входящего в слово.

Особенно важно включать этих детей во фронтальную работу при написании диктантов. В противном случае они привыкают писать под диктовку только с логопедом на индивидуальных занятиях.

Для учащихся с резким нарушением моторики затруднения вызывает удержание в памяти количества звуков в слове и воспроизведение их последовательности, а также процесс написания слов. Работа с этой группой должна быть направлена на развитие звуко-буквенного анализа, главным образом в плане определения и уточнения количества и порядка звуков и букв в слове. Кроме того, для этих учеников необходимо сокращать объём заданий, требующих самостоятельного выполнения, особенно списывания, так как у них быстро ослабевает слуховой и кинестетический контроль и появляются пропуски и замены букв, слогов, двигательные персеверации.

 Работа с учащимися, характеризующимися нарушением работоспособности, в основном заключается в организации их учебной деятельности, поскольку из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить все задания, в варьировании упражнений в стимулировании учебной деятельности. Например, во время самостоятельной работы учитель может таким ученикам предложить сначала выполнить задание частично и тщательно проверить его, а затем продолжить дальше. Если у того или иного ребёнка темп снижается, теряется интерес к заданию, учитель может изменить вид работы, дать ему другое упражнение такого же типа, например вставить пропущенные буквы в подписи под картинками. Такое внимание к индивидуальным особенностям активизируют учащихся, стимулирует их деятельность.

Таким образом, построение урока с учётом основных затруднений и возможностей умственно отсталых школьников различных групп помогают корректированием их учебной деятельности и способствует включению этих учеников во фронтальную работу класса.

Учебные приёмы, которые использую на уроке обучения грамоте при знакомстве с новым звуком, основаны на аналитико-синтетической деятельности детей и способствующие развитию фонематического слуха.

  1. Кто догадается, какой третий звук в слове Родина?
  2. А в каком из слов: дом, стол, школа, тетради – есть этот звук? (тетради).
  3. Какие из данных слов начинаются этим звуком? (Дуб, диктант, дерево, друг, дедушка, Дима).
  4. Есть три звука – «т», «к», «о». Какие слова можно из них составить? (ток, кот, кто).

Фонематические упражнения как приёмы учебной деятельности включают в себя операцию сравнения, позволяющую устанавливать сходства и различия между звуками, слогами, фонетическими словами. Такие упражнения проводятся в конце букварного периода и на уроках русского языка. Задания помогают развивать речь детей, внимание, творческие способности.

  1. Какими звуками различаются пары слов: дом-сом, сон-сок и т.д.
  2. Какие слова можно составить, изменив одну букву в слове?

Кот (рот, бот, вот, ком, кол)

Стол (стул, стал, сток, стон) и т.д.

  1. Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки.

Рука- река                  лес – лось

Кот- кит                      липа – лапа

  1. Какие тут слова?

Кара

бара

бук

боло

бан

бас

то

вы

тара

беге

бала

бутер

мот

брод

рам

гам

  1. «Весёлые ошибки».

Репуста, огурбузы, помидыни, чеслук, сельдерошек, маркофель

Развитие слогового анализа и синтеза.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3.  В первом вагоне размещаются слова- картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем-из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь»  (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить

Помочь слова оживить?

  1. Дидактическая игра «Пирамида».

Дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.

  1. Дидактическая игра «Отгадай секрет».

На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например: собамага, оперсина, сокорошка, глорамм.

Рассекреченные слова записываются в тетрадь.

На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносимых представлений.

Рекомендуются следующие задания:

  1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
  2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом  МА (ма-лина, ма-лыш, ма-ма).
  3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например со слогом КА (кош-ка, мош-ка, музы-ка, морков-ка).
  4. Графический диктант.

Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

Шуршат                  сухие                листья                              2,3,2

Пастушок               потушил          костёр                              3,3,2

Шумят                    вершины          сосен                                 2,3,2

  1. Игра «Шифровальщики» - анограммы.

Цель: автоматизация зкуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: играют в парах, один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.

Шифровальщик загадывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Вариант 1 (буквенный)

Жиил – лыжи       ански – санки       кьоинк – коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок).

Вариант 2 (слоговой).

Слова зашифровываются способом перестановки слогов.

  1. «Клички».

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописания собственных имён.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЁЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА.

Составьте предложения с полученными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

«Система упражнений по формированию навыка фонематически грамотного письма».

Данные исследований многих авторов (М.Ф.Гнездилов, Р.Я.Журавлева, Е.Н.Завьялова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, В.Г.Перова и д.р.) показывают, что все умственно отсталые школьники имеют своеобразие речевого ра...

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников

Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развити...

Система упражнений для формирования навыка грамотного письма под диктовку. 3 класс. Программа "Школа России"

Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России". Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р...