Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_sid._t._b.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир вокруг нас.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся, воспитанников о живой и неживой природе; учить согласовывать слова, полно и правильно отвечать на вопросы, составлять предложения;
- коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления, устной речи;
- воспитывать интерес к предмету развития речи, природоведения, биологии, любовь и бережное отношение к природе; создать условия для формирования положительной учебной мотивации при переходе в 5 класс;
Оборудование: глобус, иллюстрации растений, ягод, фруктов, школьные принадлежности, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: интегрированный урок развития речи и природоведения.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Придумано кем-то добрым и мудрым,
При встрече здороваться: ДОБРОЕ УТРО!"
ДОБРОЕ УТРО! -СОЛНЦУ И ПТИЦАМ!
ДОБРОЕ УТРО! -УЛЫБЧИВЫМ ЛИЦАМ!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть ДОБРОЕ УТРО продлится до вечера!https://www.inpearls.ru/
II. Сообщение темы и цели урока.
- Добрый утро! Надеемся, что сегодняшнее утро и весь день действительно будут добрыми, весь урок будет посвящен дому, в котором мы живем – Природе. Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом. Но почему-то, переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом.
Космонавты говорят, что Земля – очень красивая. Слайд 1 И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса, прекрасные луга, а не горы мусора и голую, потрескавшуюся землю. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать друг другу «Добрый день». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле, и всем кто на ней живет.
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Горы, равнины, леса и поля – Все это наша планета Земля.
Вы не найдете чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
(Витальева Л.)
И сегодня на уроке вы вспомните, а может быть и узнаете кто живет с нами рядом в доме под названием «Природа» и тема нашего урока «Мир вокруг нас». Слайд 2
Выполняя задания, мы будем украшать нашу планету. (глобус)
III Работа по теме урока.
1.О каком времени года идет речь в загадке?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна) Слайд 3
Кто из вас знает стихотворение о весне? (чтение стихотворения наизусть)
Какое время года было перед весной? (зима)
-Какое время года будет после весны? (лето)
-А сколько весенних месяцев? (3)
-Назовите их по порядку. (март, апрель, май)
МАРТ – это первый месяц весны. Слайд 4
В марте мы можем наблюдать снег и дождь, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. Снег быстро тает, природа начинает просыпаться от зимнего сна.
2.Работа с деформированными предложениями. Слайд 5
ярче, Весной, и, светит, теплее, солнце. (Весной солнце светит ярче и теплее.) О чем говорится в предложении? (О солнце.) Какое слово обозначает действие предмета? (светит)
набухают, На, почки, деревьях. (На деревьях набухают почки.) О чем говорится в предложении? (О почках) Какое слово обозначает действие предмета? (набухают)
подснежники, В, расцветают, лесу. (В лесу расцветают подснежники) О чем говорится в предложении? (О подснежнике) Какое слово обозначает действие предмета? (расцветают)
Подснежники – это цветы первоцветы. Люди их могут вырывать с корнем, вытаптывать места их произрастания. Этого делать нельзя, если хотим чтобы цветы радовали нас. Чтобы подснежник не исчез, его занесли в Красную книгу. Слайд 6
3.Игра «Так бывает или нет?»
- Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
- Только что растаял последний снег. Солнышко ласково пригревает. Расцвели первые весенние цветочки. Ребята надели панамки пошли на реку купаться. Так бывает или нет?
- На дворе капель, бегут ручьи. Веселые воробьи громко и радостно чирикают. Так бывает или нет?
- Весной на улице тепло и весело. На деревьях набухают почки. Стаи птиц улетают в теплые края? Так бывает или нет?
4. Согласование слов (предмет + признак предмета) Слайд 7
Солнце воздушные
Облака перелётные
Цветы тёплое
Птицы нежные
5. Работа над текстом (в парах). Составление рассказа с опорой на слова и таблицу. Слайд 8
ВЕСНА.
1.Наступила ….. .
2.Часто дует теплый ….. .
3.Небо ….. .
4.Солнце греет …… .
5.На деревьях появляются ….. .
6.С юга прилетают ….. .
7.Скоро наступит жаркое ….. !
ветер | весна |
голубое | листочки |
теплее | птицы |
лето |
6. Интонирование предложения. Слайд 9
Весна - прекрасное время года.
Весна - прекрасное время года!
Весна - прекрасное время года?
IV Физ. минутка.
На полу лежат картинки с изображением ягод, цветов, муляжи овощей и фруктов. Собрать предметы и сгруппировать их.
V А теперь, ребята, вы продолжите изучать мир вокруг нас с учителем биологии Светланой Георгиевной.
Задание 1.
Ребята, скажите на какие 3 группы делятся растения?
Ответ: деревья, кустарники, травы.
- Посмотрите внимательно на 1 группу растений «деревья». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Один ствол.)
Учитель показывает слайд.
- Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.
- Посмотрите внимательно на 2 группу растений «кустарники». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Несколько стволиков.)
Учитель показывает слайд.
- Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок (под деревьями в затенении).
- Посмотрите внимательно на 3 группу растений «травы». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Мягкие сочные стебли.)
Учитель показывает слайд.
- Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу.
Задание 2.
Рассмотрите 2 схемы. Что вы видите на первой схеме? (корень, ствол, ветви, листья)
Что вы видите на второй схеме? (корень, ствол, ветви, хвоинки)
Как вы думаете к каким деревьям подходит 1 схема; 2 схема.
Назовите первую группу деревьев? Лиственные, перечисляют
Назовите вторую группу деревьев? Хвойные, перечисляют
Задание 3. (Задание на соотнесение с пропедевтическим характером)
У каждого животного есть свой дом, где оно живет.
Перед вами картинки животных. Они вам знакомы? Назовите их.
Обучающиеся называют. ЛИСА, ЗАЯЦ, ЛАСТОЧКА, ВОРОБЕЙ, КРОТ, ДЕЛЬФИН, РЫБА
Где живут эти животные? Ответы: на земле, в воде, в воздухе.
Разместите животных по местам их обитания.
Земля – лиса, заяц, крот.
Воздух – ласточка, воробей.
Вода – дельфин, рыба.
Вы знаете ребята, что человеку не умеющему слушать и слышать природу, наблюдать за природой, очень трудно увидеть животных. Животные очень пугливы, осторожны. И следующее задание для очень наблюдательных.
Задание 4. (Задание на зрительное, образное восприятие)
Найдите животное в словах.
БАНКА – кабан
БАГАЖ – жаба
КОЛОСЬЯ – лось
ОСАДА – оса
Задание 5. (Задание на развитие конкретного мышления)
Угадать животное по основному признаку.
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (птицы)
- Как называются животные тело которых покрыто чешуей? (рыбы)
Задание 6.
Ребята перед вами на партах картинки под цифрой 6. Разложите их перед собой. Животные на этих картинках вам знакомы. Называть их не будем, каждый работает самостоятельно.
По описанию предложенному в тексте необходимо будет поднять те картинки животных, которые соответствует зачитанное мной описание и назвать группу животных о ком идет речь.
«Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством» - тигры, орлы (дикие животные)
«Этих животных разводят люди. Люди их кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве» - корова, куры (домашние животные)
Проверка выполненного задания.
Картинки у обучающихся могут быть разными, но относиться к диким и домашним животным.
Задание 7.
Тест.
- В какое время года набухают почки?
А) лето
Б) осень
В) зима
Г) весна
2. Какое животное спит всю зиму?
А) заяц
Б) лиса
В) медведь
Г) волк
3. Какое дерево является символом праздника «Новый год»?
А) береза
Б) акация
В) сосна
Г) клен
4. Какую птицу считают «лесным доктором»?
А) кукушка
Б) дятел
В) синица
Г) сова
Проверка выполнения задания.
VI.Д/З Подготовить рассказ о понравившемся растении или животном.
VII. Рефлексия.
- чему учились на уроке?
- что понравилось?
VIII Итог урока.
Учитель начальных классов,
учитель высшей квалификационной категории Сидельникова Т. Б.
Учитель биологии,
учитель высшей квалификационной категории Журавлева С. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»
Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представлений о семье и ее членах;-уточнение...
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур.Скворечник". 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур. Скворечник" 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Рабочие материалы 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочие материалы по учебным предметам 4 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...
Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочие материалы 3 класс ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...
Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Это был замечательный урок, а
Это был замечательный урок, а педагоги- просто профессионалы своего дела!!!