Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Сизинцева Ирина Михайловна

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинезиологические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kineziologiya.docx106.28 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Это является следствием недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого процесса коммуникации с ребенком телевидением, повышение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и другие причины. Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций таких как: память, мышление, воображение, а также процесса коммуникации. Устранение расстройств звукопроизношения играет большую роль в дальнейшей жизни ребенка. Своевременное преодоление нарушений звукопроизношения способствует предотвращению сложностей в усвоении навыков чтения и письма. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинезиологические упражнения. Оценив, какое положительное воздействие оказывают эти упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ. Что такое кинезиология?

Кинезиология—  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия,

способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
  • Развитие речи.
  • Снятие эмоциональной напряженности.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Профилактика дислексии и дисграфии.

Использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Кинезиологические приёмы, которые я использую в своей  практике:

  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
  • сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
  • упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Кинезиологические упражнения используем на  фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи учащихся.

А сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены  для основных направлений развития речи учащихся: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе применяю кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики, опираюсь на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет упражнение «Свеча» и другие. Например: “Дышим носом”, “Ныряльщик”.  Упражнение «Свечу» можно попросить ребенка сделать в нескольких вариантах.

Упражнение «Свеча – 1».

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).

Упражнение «Свеча – 2».

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).

Упражнение «Свеча – 3».

Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:

  • короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;
  • длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

За этапом постановки произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. На этом этапе использую упражнение «Колечко». Его  можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «С». На этапе автоматизации звука «С» в слогах произносим соответственно слог «Са» («Со», «Су», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Аналогично можно использовать кинезиологические упражнения: “Перекрестное марширование”, “Кулак – ребро — ладонь”, “Ухо – нос”.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/2-300x280.png 

Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

  • подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

 

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений фонематического слуха

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:

  • формирование навыков дифференциации звуков;
  • формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/3-94x300.jpghttps://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/4-188x300.jpg Например,  упражнение «Солдат и тряпичная кукла» при работе над  дифференциацией твёрдых и мягких согласных звуков, дополняем инструкцией: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Обращаю внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называю согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Также на дифференциацию звуков я предлагаю детям игры с ладошками и другими частями тела.

Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:

- тут и координация движений;

- тут и синхронизация работы полушарий головного мозга;

- и проработка ритма речи;

- и просто память;

- и артикуляция;

- и внимание тренируется;

- да и просто это весело и забавно.

Например: даю инструкцию: если услышите звук (над которым ведется работа), хлопните в ладоши, если звука нет, то сидим тихо;

звонкий звук - хлопните 2 раза, глухой звук – 1 раз;

твёрдый звук – сожмите ладошки в кулак, мягкий звук – потрясите расслабленными кистями;

твердый звук – хлопните в ладоши,   а если мягкий звук – топните ногами;

На самом деле вариантов можно придумать много, и исходить нужно по принципу «от простого к сложному».

Данные упражнения можно применять, решая задачи:

  • дифференциация гласных и согласных звуков;
  • дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
  • дифференциация твёрдых и мягких слогов;
  • дифференциация парных согласных звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т.д).

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/5.jpghttps://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/6-300x130.jpg

Упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Задачи данного этапа:

  • обогащение, уточнение, дифференциация словаря;
  • формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие связной речи.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/7.jpg   Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Игра может проводиться по разным темам: «Осень: золотая, ранняя, поздняя», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.д.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Кинезиологические упражнения в работе логопеда

в авторской разработке вы найдете и историю развития и рекомендации педагогов и сами комплексы упражнений...

Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"

Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умст...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.

Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут  от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...