Аннотация на сквозную коррекционно – развивающую программу по преодолению речевого недоразвития у детей 4-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.
статья по логопедии

Аскульская Любовь Владимировна

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении основных образовательных программ дошкольного и  начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития  детей, их социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_na_skvoznuyu_korrektsionno.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация на сквозную коррекционно – развивающую программу по преодолению речевого недоразвития у детей 4-8 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.

Реализация принципа непрерывного систематического языкового образования, соответствующая современным потребностям личности и общества, берет свое начало в детском саду, где с детьми 4-х – 5-и  летнего возраста, имеющих речевые нарушения, начинаются логопедические занятия.  Чтобы сохранить преемственность логопедической работы, нужно продолжать занятия и в первом классе. Тяжелые речевые нарушения не успевают скомпенсироваться в детском саду и требуют дальнейшей коррекционной работы в школе. Она строится на основе преемственности по отношению к целям и содержанию коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, заложенным в детском саду с учётом методических принципов.

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении основных образовательных программ дошкольного и  начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития  детей, их социальную адаптацию.

Программа рассчитана на 4 года. Для каждого год обучения ставятся частные задачи, исходя из возрастных особенностей той или иной категории детей.

Основное содержание системы коррекционно-педагогической работы включает: создание предметной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста; организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей; коррекционную работу, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

1) понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

2) фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

3) правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

4) пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

5) владеть  навыками пересказа, составления самостоятельного рассказа;

6) владеть навыками диалогической и монологической речи;

7) владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

8) грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, адекватно используя все грамматические категории (род, лицо, число, падеж);

9) использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

10) писать, соблюдая правильную последовательность звуков в слове, переводя звук в букву в соответствии с его акустико-артикуляционной характеристикой.

                    На 1-м году обучения используется предметно-практическая деятельность детей, В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности дети учатся вслушиваться и воспринимать обращенную речь взрослых, понимать ее содержание. Более осознанному усвоению детьми информации способствует использование разнообразных игровых ситуаций (Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста (Приложение: диск)), сочетание ответов с практическими действиями, мотивированная оценка действий и ответов. На данном этапе показывается артикуляция звука (положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука), уточняются акустические признаки звуков, осуществляется образное сравнение звука со знакомым объектом, может использоваться зрительный символ звука. Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т. п. Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям и действиям.

               На 2-м году обучения продолжается работа по развитию понимания речи, формированию умений слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать свои просьбы, составлять словосочетания, простые предложения, согласовывать слова в них. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Формируются фонематический анализ и синтез (Приложение: диск). Формируется умение отвечать словосочетаниями, фразами, употребляя слова в правильной грамматической форме

             На 3 году обучения продолжается работа по формированию умения отвечать словосочетаниями, фразами, употребляя слова в правильной грамматической форме; закреплению умению составлять различные синтаксические конструкции. Большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе на основе кинестетических и слуховых ощущений способствуют осознанному овладению и четкому произношению звуков речи.

В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность и количество звуков в слове.

           На 4 году обучения закрепляется умение составлять различные типы предложений, употреблять слова в определенной последовательности. Осуществляется работа по предупреждению и преодолению аграматизмов. Учащиеся учатся правильно переводить звук в букву, опираясь на акустик-артикуляционную характеристику звуков. Дети учатся правильному использованию в речи основных грамматических категорий, упражняются в изменении слов по родам, числам, падежам.

В процессе своего развития (обучения) структура как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение их последовательности; пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Программа учителя-логопеда 1-2 класс для детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Данная программа составлена на основе АОП по ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа будет полезна учителям -дефектологам и логопедам. Последние время в школу поступает много детей с...

Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет  Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.Ко...