Учим произносить звук и “букву Р” и не только
статья по логопедии

Ашурова Елена Васильевна

Советы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_ou_mart.docx106.27 КБ

Предварительный просмотр:

Советы учителя-логопеда

Учим произносить звук и “букву Р” и не только.

 Как ускорить   процесс хорошего звукопроизношения, идеальной речи? Вот несколько приемов и маленьких хитростей.

Нескучная зарядка

Введите в обычай ежедневную индивидуальную дома и групповую  в детском саду “артикуляционную минутку,  речевую зарядку.

Если воспитатель в группе поддерживает вас и способен проводить такое мероприятие каждый день перед занятиями, то вам повезло.

Нет? Делайте сами.

Сразу после завтрака до занятий дети становятся в ряд (в круг, ложатся на пол, сидят на подушках) и, глядя на вас, выполняют  5-7 упражнений артикуляционной гимнастики, 5 минут, не больше.

Как сегодня выполняем?

  Ребенок показывает пять своих любимых упражнений, которые у него хорошо получаются, дети повторяют за ним.

Упражнения делаются тихо, громко, таинственно, закрыв глаза, стоя на одной ноге и т.д.

Отмечайте успехи детей

Если один из детей научился правильно произносить новый звук, то “похвастайтесь” вместе с ним перед всей группой.

Пусть дети попробуют повторить этот звук, похлопают “умельцу”. Вечером покажите свои успехи родителям.

Чистоговорка на день

В качестве задания на день можно выдавать воспитателю одну простую забавную чистоговорку, скороговорку или стишок.  

К концу дня все дети должны произнести ее несколько раз, вместе и по отдельности. Уходя домой, они произносят “задание” в качестве прощания, в присутствии родителей.

Театр мимики и массажа

 Предлагаю забавные рифмованные стишки для выполнения самомассажа.   Дети похлопывают себя по щечкам, трут ушки, поглаживают область вокруг рта. “Пчелка прилетела, на цветочек села, мед собирала, лапками махала” и т.п.

Такой простой массаж лица способствует укреплению артикуляционных мышц, а также развивает ручную моторику у детей.

Играйте в “артистов”: нахмурились, удивились, пошевелили бровями, “криво” улыбнулись, подмигнули, вытянули губы и т.д.

Если такие приемы внедрить в ежедневную практику, сделать привычкой, привлечь в помощники воспитателя, то процесс постановки звуков существенно ускорится.

 

Советы родителям мальчиков

мальчик развитие речиНельзя недооценивать чувства мальчиков. Традиционно принято считать, что мальчик должен быть сдержанным в проявлении чувств. Да и родители по отношению к нему ведут себя так же. Получается, что мальчики недополучают положительных эмоций. Отсюда и замедление формирований ассоциативных полей коры головного мозга, межполушарных связей, речи. В этом случае на помощь приходит искусство.
Развивать речь через движения. Мальчикам связать физическую активность со звуками слов легче, чем назвать предмет, поэтому нужно «оречевлять» все действия, проговаривать их чётко. Даже у плохо говорящих детей через физическую активность можно добиться спонтанного проявления речи. Хорошее настроение только будет способствовать этому.
• Мальчикам в большей степени, чем девочкам, нужно
связывать слово с его зрительным образом, т.е. не только рассказывать, но и показывать.
• Мальчикам свойственно искать новые пути, быть
первооткрывателями. Опираясь на хорошо развитый поисковый рефлекс, полезно не договаривать, как выполнить то или иное задание, нужно подтолкнуть мальчика к тому, чтобы он сам открыл для себя какой-то принцип. Уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Например, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Соперничество может подстегнуть мальчишек, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
• Мальчикам необходимо осознать,
увидеть различные признаки одного предмета (до 12 – 16 при высоко развитом интеллекте). С этой целью полезно начинать с загадок, перевёртышей, бессмыслиц, которые можно найти в русском фольклоре («Ехала деревня мимо мужика...»). Позже учить решать ребусы, кроссворды, подбирать синонимы к какому либо слову. Всё это помогает мальчикам глубже осознать многочисленные связи слов, рождают различные ассоциации.
• Мальчикам нужно
чаще делать перерывы в работе, они неспособны к длительной работе, как девочки. Срабатывает защитный механизм: они просто отключаются.
Компьютерные игры использовать с осторожностью.
Это особенная проблема для мальчиков, так как молодой мужской мозг и без компьютерных игр развивается небыстро; он также имеет тенденцию тяготеть к пространственным раздражителям типа движущихся объектов на экране компьютера. Правое полушарие притягивается к раздражителям, что пагубно сказывается на левом полушарии, замедляя его развитие. У детей, которые проводят много времени за компьютером или телевизором навыки чтения и письма развиваются медленнее. (Майкл Гариен.2004.)

Конечно, все перечисленные задания полезны и девочкам, и мальчикам, но кому-то в большей или меньшей степени. Не надо забывать, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому родителям, воспитателям, учителям нужно помнить, что от них зависит, как будет развиваться мозг ребёнка. Хотелось, чтобы взрослые, общаясь с детьми, всегда следовали одной из самых главных заповедей «не навреди».

Как научить ребенка пересказывать текст.

Умение пересказывать напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу.

Основные способы развития умения пересказывать следующие:
- составление рассказа по одной или нескольким сюжетным картинкам
- разбор текста, выделение главной сюжетной линии, действующих лиц, последовательности событий (ребенок отвечает на вопросы взрослого относительно содержания текста, и только после этого сам пересказывает его)
- способ, при котором ребенок использует нарисованные им самим картинки-подсказки для пересказывания текста.  

Предлагаю вам еще один эффективный метод, который представляет собой модернизированный способ с использованием картинок-подсказок.
На большом листе бумаги (старых обоях) нарисуйте извилистую дорожку. Вдоль нее схематично изобразите с ребенком картинки-подсказки, которые помогут ему в дальнейшем восстановить по памяти ход событий: что случилось сначала, что потом, чем все закончилось. Рисунки должны быть простыми, без лишних деталей, но в тоже время информативными.
После этого ребенок должен пройти по дорожке от начала до конца, по ходу пересказывая историю. В теплое время года тренироваться в пересказе текста лучше на свежем воздухе, нарисовав дорожку с картинками мелом на асфальте.

Статьи подготовила:  учитель-логопед МБОУ «Школа №2» Ашурова Елена Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛЬНО ЛИ РЕБЕНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ

информация для родителей...

Учимся читать звуки и буквы

Данный дидактический материал предназначен учителям английского языка, работающим по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English" для 2 класса, он поможет развивать умения детей читать транскрипцию и познаком...

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"Направленность: логопедический проект направлен на коррекцию звукопроизношения обучающихся  и повышение родительской компетентности ...

Учимся читать "Звук и буква "А""

Данную презентацию можно использовать, для занятий, когда ребенок учится читать. Яркие картинки помогут ребенку легче запомнить и усвоить материал....

Как научить ребенка правильно произносить звук Р

Постановка и автоматизация звука Р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ?

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижне...