Развитие слуховой дифференциации звуков С-Ш
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале кратко освещен вопрос слуховой диффернециации звуков С-Ш. Приведены примерные упражнения, которые могут использовать  родители со своими детьми без участия логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichaem_parnye_soglasnye_zvuki.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие слуховой дифференциации

звуков С и Ш

Рассмотрим  содержание работы по преодолению той формы нарушений зукопроизношения, которая связана с неразличением звуков на слух, поскольку всю необходимую помощь ребенку в большинстве случаев здесь могут оказать сами родители.

С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3 можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж - с жужжанием жука; С - со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш - с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук 3, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»

При работе над слуховой дифференциацией звуков особенно важно, чтобы прежде всего сам взрослый, занимающийся с ребенком и не являющийся специалистом в области дефектологии, до конца осознал различие в звучании звуков и затем довел это различие до сознания ребенка. Существенную помощь здесь могут оказать приводимые ниже стихотворения, в которых мы попытались зарифмовать специально подобранные на определенные звуки слова и в которых настойчиво подчеркивается СПЕЦИФИКА звучания каждого из этих звуков.

Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противопоставления «обыгрываются» звуки С и Ш. В двух первых четверостишиях дана частотность  звука С, что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях - звука Ш. В последнем четверостишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в отношении особенностей их звучания (один звук - свист, другой - шум).

                                   СВИСТ И ШУМ

В словах на «с» - повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

«Собака», «сумка», «сахар», «лист»...

Теперь тебе все ясно?

Так ветер осенью свистит,

Стучась в стекло с разбегу,

И свистом словно говорит:

«Насыплю скоро снегу!»

В словах на «ш» - совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

«Шалаш», «подушка», «решето»,

«Шуршим», «решаем, «пишем»...

Так на ветру шумит камыш,

Шипит наш кот со звуком «ш»,

И если мышку уследишь,

То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»...

Чтоб «с» услышать в слове «лист»,

Запомни ты без долгих дум,

Что в звуке «с» - один лишь свист,

А в «ш» - шипенье, шорох, шум!

     После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков. Приведем для примера несколько таких заданий.

ЗАДАНИЕ 1

Ребенок должен определить, какой звук (С или Ш) слышится в словах ШАПКА, ШУБА, СУМКА, СТОЛ, ШКОЛА, ШАРФ, СОМ, СУП, ШАЛЬ, ШЛЯПА, СТУЛ.

Взрослый последовательно произносит каждое из этих слов, несколько выделяя при этом звуки С и Ш, а ребенок после восприятия на слух каждого из слов показывает соответствующую букву (даже в дошкольном возрасте эти звуки лучше сразу связывать с буквами).

ЗАДАНИЕ 2

Ребенок показывает сначала все картинки, содержащие в своих названиях звук С, а затем - содержащие звук Ш (СКАМЕЙКА, ШКАФ, СОБАКА, СОСНА, СЛОН, КОШКА, ШИШКА, ШАХМАТЫ, СТАКАН).

ЗАДАНИЕ 3

Ребенку предлагается самому придумать несколько слов на звук С, затем - на звук Ш.

ЗАДАНИЕ 4

Ребенку предлагается определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук Ш. Слова: ШАР, КОШКА, ДУШ, МЕШОК, ШУБА, МЫШЬ и др. Подобным же образом подбираются слова и на другие звуки.

Этот вид упражнений очень важен потому, что он не только совершенствует навык слуховой дифференциации звуков, но и подготавливает ребенка к звуковому анализу слов, необходимому для овладения грамотой.

ЗАДАНИЕ 5

Ребенок показывает называемые взрослым парные картинки на заменяемые в речи звуки (кашка-каска, мошка-моська, кусать-кушать, каша-касса, Маша-масса, мишка-миска и т.п).

Обычно такая работа над слуховой дифференциацией звуков сравнительно быстро дает положительный эффект. В результате этого у ребенка появляется стимул к усвоению произношения ранее отсутствовавшего в его речи звука - ведь теперь он понимает, что слова МИСКА и МИШКА должны произноситься по-разному. Остается только обеспечить ребенку необходимый образец для подражания в виде правильного и отчетливого произношения взрослыми как можно большего количества слов с этим звуком. В дальнейшем, после появления в речи ребенка нового звука, нужно помочь ему ввести этот звук в повседневную речь путем поощрения правильного произношения. Если же после всей проделанной работы нужный звук так и не появится в речи ребенка, то в этом случае нужно обратиться за логопедической помощью.

Удачи Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...