Методическая разработка "Речевая готовность к школе"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Григорьева Надежда Анатольевна

В презентации подробно освещается вопрос важности речевого развития ребенка в аспекте его готовности к школе, разбираются ошибки характерные для того или иного нарушения речи, предлагаются пути решения этих проблем. Методический материал может быть полезным в первую очередь учителям начальной школы и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППСМП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьева Надежда Анатольевна РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Слайд 2

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ – один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе

Слайд 3

Что такое речевая готовность ребенка к школе? Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы

Слайд 4

К школе у ребенка должны быть сформированы: 1. З вукопроизносительная сторона речи 2. Фонематический слух и восприятие 3 . Лексический запас 4. Г рамматический строй 5. С вязная речь

Слайд 5

Сформированность звукопроизносительной стороны речи Владение ребёнком правильным, чётким произношением всех звуков родного языка ВОЗРАСТ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ 1-2 года А, О, Э П, Б, М 2-3 года И, Ы, У Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й 4-5 лет - С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 лет - Р, Л

Слайд 6

Нарушение звукопроизношения может привести…

Слайд 7

Что делать?

Слайд 8

Сформированность фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия Фонематические процессы сформированы если ребенок слышит, различает фонемы (звуки) родного языка, владеет начальными навыками фонематического анализа и синтеза

Слайд 9

Недостаточная сформированность фонематического слуха УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ постоянная замена одних звуков другими ( лыба – рыба, сапка - шапка); • взаимные замены мягких и твёрдых согласных звуков ( сюмка – сумка, кон – конь, полка - полька); • звонких и глухих согласных ( зупы – зубы, субы – зубы, сыплёнок - цыплёнок) и др. специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко - аблоко », «уголь - угол») и др.

Слайд 10

Фонематическое восприятие ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ умение выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в нем; делить слова на слоги, определять место слога в слове, ударный слог; определять позицию звуков в слове, последовательность звуков в слове , позицию звуков по отношению к другим звукам ; уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов. умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слова из звуков.

Слайд 11

Фонетический анализ и синтез не сформированы в полном объеме пропуск слов в предложении, слогов в словах, букв в словах как на письме, так и при чтении; перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах; слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат); отсутствие разграничения предложений; механическое чтение, непонимание смысла прочитанного.

Слайд 12

Сформированность достаточного лексического строя к школьному возрасту в словаре ребёнка насчитывается до 3000 слов; ребенок активно использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения); может объяснить значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности в понимании смысла прочитанного

Слайд 13

Грамматический строй речи СФОРМИРОВАН НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАН умеет изменять слова по родам, числам, падежам, временам; может образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи; составляет предложения различных синтаксических конструкций; самостоятельно находит и исправляет ошибки в деформированных предложениях; составляет грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам испытывает трудности при согласовании слов в словосочетании, предложении и построении предложений; при чтении будет допускать смысловые ошибки, соответственно чтение будет угадывающим

Слайд 14

Сформированность связной речи РАЗВИТАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ пересказывает сказки, рассказы, строит монолог и диалог; умеет составлять описательные рассказы о предметах, явлениях природы, рассказы по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта, творческие рассказы; излагает свои мысли, делает умозаключения, устанавливает причинно-следственные связи явлений и событий, связно и последовательно формулирует основную мысль высказывания. ребенок, рассматривая сюжетную картинку смог только перечислить изображённые на ней предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети…)

Слайд 15

Должен ли будущий первоклассник уметь читать? не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ , п-т , ц-щ , п-н , л-м , в-б , о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причины: несформированность пространственных представлений; нарушения зрительного восприятия. Последствия: Появление аналогичных ошибок на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, « и-у », « в-д », « о-а », « б-д », « с-е » и др. .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

"Готовность к школе"

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Методическая разработка "Готовность к школе"

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношени...

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...

Презентация к методической разработке "Готовность ребенка к школе"

Презентация к методической разработке "Готовность ребенка к школе"...