Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
методическая разработка (1 класс) по теме
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Praktiko-_orientirovannyy_proekt.rar | 93.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Практико-ориентированный проект по теме:
«Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе»
Выполнила
Учитель начальных классов
МОУ « СОШ №15 п. Березайка»
Карпова Ирина Александровна
п. Березайка
2008г.
Содержание проекта
- Выявление проблемы---------------------------------3
- Определение целей проекта-------------------------3
- Обоснование выбора темы--------------------------4
- Этапы проектирования-------------------------------5-6
- Прогнозирование результатов----------------------7
- Выводы--------------------------------------------------7
- Приложения--------------------------------------------8
Выявление проблемы
В современных условиях готовность к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Однако эта готовность не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Адаптация в первом классе – особый и сложнейший период адаптации в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни.
Нарушения психического развития ребёнка могут привести к тем или иным нарушениям школьной адаптации. В первую очередь к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими. А гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность влияют на поведение.
Таким образом, появляется социально – психологическая дезадаптация у детей, начинающих учиться в школе. Это большая проблема, как для учителя, так и для родителей.
Определение целей проекта
- Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию социально – психологической дезадаптации детей 6- 7 лет (1 класс).
- Педагогическая цель: сформировать у первоклассников положительную Я – концепцию, положительную концепцию другого человека, мотивацию достижения успеха, потребность в общении и коммуникативные умения.
Обоснование выбора темы
В какой степени актуальна проблема социально – психологической готовности к школе?
Исследования психологов свидетельствуют, что феномен социально – психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться до 37% случаев. Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выявлены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, нежеланию или неумению общаться, проявлениям неуверенного или агрессивного поведения, а так же по субъективным переживаниям: неудовлетворённости, тревожности или враждебности.
Таким образом, проблема подготовки ребёнка к жизни в « мире людей» чрезвычайно актуальна, сложна и многогранна и требует теоретических , методических и практических разработок.
Рекомендации для учителей, начинающих работать в первом классе.
- Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно ( особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
- Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие, поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
- Тон учителя должен быть доверительным , мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребёнка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на эти приёмы, так как для первоклассника существенно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
- Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Практико – ориентированный проект на тему: "Профилактика табакокурения в общеобразовательном учреждении"
Данный проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные ...
Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»
Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»...
Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...
Родительское собрание по теме: Подведение адаптационного периода первоклассников в конце 3-ей четверти
В ходе данного родительского собрания происходит анализ адаптированности класса,...
Организация адаптационного периода первоклассников посредством игр
Сборник материалов для самого сложного периода в жизни первоклассников....
Тема публикации: «Адаптационный период первоклассника»
Первый класс – один из значимых моментов в жизни младшего школьника.Для успешного обучения младших школьников важно учитывать особенности их адаптации к школьной среде. Успешно...