Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
методическая разработка (1 класс) по теме

Карпова Ирина Александровна

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Praktiko-_orientirovannyy_proekt.rar93.13 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

              « Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   Практико-ориентированный проект по теме:

«Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе»

                                                                                  Выполнила

                                                                     Учитель начальных классов

                                                                    МОУ « СОШ №15 п. Березайка»

                                                         Карпова Ирина Александровна

                                 п. Березайка

                                         

                                        2008г.

                                               

                             Содержание проекта

  1. Выявление проблемы---------------------------------3
  2. Определение целей проекта-------------------------3
  3. Обоснование выбора темы--------------------------4
  4. Этапы проектирования-------------------------------5-6
  5. Прогнозирование результатов----------------------7
  6. Выводы--------------------------------------------------7
  7. Приложения--------------------------------------------8                                       

                          Выявление проблемы

В современных условиях готовность к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Однако эта готовность не охватывает полностью феномена готовности к школе.

        Адаптация в первом классе – особый и сложнейший период адаптации в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни.

        Нарушения психического развития ребёнка могут привести к тем или иным нарушениям школьной адаптации. В первую очередь к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими. А гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность влияют на поведение.

        Таким образом, появляется социально – психологическая дезадаптация у детей, начинающих учиться в школе. Это большая проблема, как для учителя, так и для родителей.

                          Определение целей проекта

  1. Разработать программу мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию социально – психологической дезадаптации детей 6- 7 лет  (1 класс).
  2. Педагогическая цель: сформировать у первоклассников положительную Я – концепцию, положительную концепцию другого человека, мотивацию достижения успеха, потребность в общении и коммуникативные  умения.

                Обоснование выбора темы

        

        В какой степени актуальна проблема социально – психологической готовности к школе?

        Исследования психологов свидетельствуют, что феномен социально – психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться до 37% случаев. Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выявлены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, нежеланию или неумению общаться, проявлениям неуверенного или агрессивного поведения, а так же по субъективным переживаниям: неудовлетворённости, тревожности или враждебности.

         Таким образом, проблема подготовки ребёнка к жизни в « мире людей» чрезвычайно актуальна, сложна и многогранна и требует теоретических , методических и практических  разработок.

        

        

Рекомендации для учителей, начинающих работать в первом классе.

  1. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно ( особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
  2. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие, поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
  3. Тон учителя должен быть доверительным , мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребёнка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на эти приёмы, так как для первоклассника существенно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
  4. Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

        

                               Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Практико – ориентированный проект на тему: "Профилактика табакокурения в общеобразовательном учреждении"

Данный проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные ...

Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

Практико-ориентированный проект по теме: «Формирование умения учиться»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Им...

Родительское собрание по теме: Подведение адаптационного периода первоклассников в конце 3-ей четверти

В ходе данного родительского собрания происходит анализ адаптированности класса,...

Организация адаптационного периода первоклассников посредством игр

Сборник материалов для самого сложного периода в жизни первоклассников....

Тема публикации: «Адаптационный период первоклассника»

Первый класс – один из значимых моментов в жизни младшего школьника.Для успешного обучения младших школьников важно учитывать осо­бенности их адаптации к школьной среде.    Успешно...