Главные вкладки

    Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»
    проект на тему

    Дмитриева Наталья Александровна

    Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    ГАОУ ВПО

    «Московский государственный областной

    социально-гуманитарный институт»

    Практико-ориентированный проект на тему:

    «Исследовательская и проектная деятельность

    младших школьников как путь развития

    самостоятельности и поддержки

    индивидуальности   ребёнка»

    Выполнила:

    Дмитриева Наталья Александровна

    АИ 8-13 

    Проверила:

    Яковлюк Светлана Михайловна

    Коломна, 2013 г.


    Содержание:

    1. Введение……………………………………………………3 стр.
    2. Основная часть:
    • Понятие об исследовательской и проектной                                   деятельности ………………………………….……..6
    • Основные требования к использованию метода

    проекта ……………………………............................7

    • Особенности реализации исследовательской и  

    проектной деятельности младших школьников

    в МБОУ Масловской ООШ ………………………..13

    1. Заключение…………………………………………………22
    2. Литература………………………………………………….24
    3. Приложение 1 (презентация « Исследовательский проект «Детская косметика: за и против» 4 класс)
    4. Приложение 2 (фото: защита различных проектов учащихся 1 класса)

    Введение

    В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро
    адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к
    решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в
    школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

    В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание 
    формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и
    общеобразовательных умений, универсальных компетенций,
    функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В
    Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации
    личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной
    школы, содержание образования в которой будет ориентировано на
    обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение
    способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта
    различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности,
    учебно-исследовательскую.

    Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов
    деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного,
    интеллектуального и творческого потенциала, является средством их
    активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

    Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах  сопряжено с рядом трудностей. Во-первых,  педагоги с осторожностью относятся  к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень
    подготовки   педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

    Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает
    естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте
    закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то
    нарушается преемственность между этапами развития
    учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в
    проектной деятельности.

    Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения
    существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

    Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование
    исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

    Задачи:

    1. Обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;
    2. Развитие творческой исследовательской активности детей;
    3. Стимулирование у детей интереса к фундаментальным наукам – ознакомление с научной картиной мира;
    4. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг
    возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным,
    думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

    Предмет: развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности

    Объект: совместная  учебно-исследовательская деятельность  учителя и учащихся

    Этапы работы:

    1. Изучение теоретической литературы;
    2. Изучение, анализ и обобщение опыта;
    3. Систематизация и обобщение результатов исследования;
    4. Разработка рекомендаций по организации
      исследовательской деятельности учащихся.

    Новизна: индивидуальный подход к развитию творческих
    способностей детей младшего школьного возраста в процессе
    исследовательской деятельности.

    Практическая значимость: использование  опыта  учителями  в своей работе.

                 

     

    Понятие об исследовательской и проектной деятельности

    Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к
    учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

    Под исследовательской деятельностью понимается творческий
    процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по
    поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

    Метод проектов заключается в создании условий для
    самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают
    алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные
    ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность,
    ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и
    коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

    Цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса. При проведении исследования отталкиваются от явления природы, процесса: оно описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений, на базе этих описаний создается модель явления, процесса, которая и проверяется путем наблюдений, опытов.

    Основные требования к использованию метода проекта:

    • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
    • Практическая, теоретическая, познавательная значимость
      предполагаемых результатов.
    • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Использование проектной технологии предусматривает хорошо
    продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

    Для этого учитель должен: 

    • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов,
      умением организовать исследовательскую работу учащихся;
    • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
    • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
    • уметь интегрировать знания из различных областей для решения
      проблематики выбранных проектов.

    При использовании проектной технологии каждый ученик: 

    • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для
      решения новых познавательных и практических задач;
    • приобретает коммуникативные навыки и умения;
    • овладевает практическими умениями исследовательской работы:
    • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты,
      делает выводы и заключения.

    Основными видами учебно-исследовательской деятельности
    учащихся являются:

    • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных
      различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
    • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей
      изучаемых процессов и явлений;
    • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений
      изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
    • изобретательско-рационализаторский: усовершенствование
      имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
    • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о
      подтверждении или опровержении результата;
    • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

    Исследования характеризуются следующими методологическими
    категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.

    Требования к исследованию: 

    • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам.
      Ограниченность означает, что исследование содержит:
    • Этапы и конкретные сроки их реализации;
    • Четкие и измеряемые задачи;
    • Конкретные и измеряемые результаты;
    • Планы и графики выполнения исследования.

    - Целостность - общий смысл исследования очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

    - Последовательность и связность – логика построения исследования, цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.

    - Объективность и обоснованность – выбранная тема не случайна, она
    требует более глубокого изучения.

    Ход исследования можно представить в виде цепочки:

    • Обоснование темы;
    • Постановка целей и задач
    • Определение объекта и предмета исследования
    • Разработка гипотезы исследования
    • Непосредственно исследования
    • Результаты
    • Оценка полученных результатов и выводы.

    Исследование начинается с определения проблемы, которая
    выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?”

    Тема должна отражать движение от доступного к новому.
    Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: “Почему надо изучить данную проблему” Тема отражает проблему в её характерных чертах. Тема уточняет проблему, очерчивает границы исследования, конкретизирует
    основной замысел.

    Предмет исследования – включает связи и отношения, которые
    подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет обозначает объект рассмотрения, установления границ исследования, дает представления о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования отвечает на вопросы: “Когда?”, “В связи с чем?”, “В каких условиях?”.

    Очень важно на завершающем этапе решения проблемы осознать те пути и способы своих действий, которые привели к полученному результату, выявить возникшие трудности и методы, которыми они преодолевались.
    Такой анализ деятельности (психологи называют его рефлексией) – ещё одно важное средство для решения проблем и задач. Именно с помощью
    самосознания своих действий накапливается познавательный
    инструментарий, который затем позволяет все более успешно решать новые задачи.

    В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности,
    систематичности, последовательности, доступности, наглядности,
    индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

    Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

    • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
    • разнообразными по содержанию;
    • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
    • разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся;
    • исследовательские работы должны способствовать раскрытию
      физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду,
      бережному отношению к природе, формированию элементарных
      навыков научного труда.

    Как выбрать тему исследования. Все темы можно разделить на 3 группы:

    • фантастические (несуществующие: самим разработать);
    • эмпирические (проведение собственных наблюдений и
      экспериментов);
    • теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у
      других людей, это то, что написано в книгах и т. п. и др.).

    Правила выбора темы:

    • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его
      (добровольная основа склонности ребенка).
    • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
      неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
    • Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые
      исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

    Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным
    особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью
    глубины.

    Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и
    материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.

    Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и
    предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в
    учебно-исследовательских проектах. Занятия исследовательской
    деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”. К положительным
    моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

    • рефлексивные умения;
    • поисковые (исследовательские) умения;
    • навыки оценочной самостоятельности;
    • умения и навыки работы в сотрудничестве;
    • менеджерские умения и навыки;
    • коммуникативные умения;
    • презентационные умения и навыки.

    Негативные стороны исследовательской технологии: неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

    • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
    • риск неудачного окончания работы;
    • повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на
      преподавателя;
    • невозможность включить значительное число учащихся в
      исследовательскую работу.

    Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности в моей работе

    В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности,
    направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей
    исследователи.

    Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление
    ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре
    организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с
    фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из
    поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

    Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие
    проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?».

     В этом году в своем первом классе я веду внеурочную деятельность «Учусь создавать проект». Эти занятия очень помогают ввести ребят в
    проектную деятельность.

               Уже во второй четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и
    обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их
    больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив
    последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

    По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини - исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

               Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть
    исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ, помогаю составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту
    работу в классе.

    Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе
    индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный
    способ — идти за интересами ученика.

    Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть
    реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании,
    конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

    Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть
    проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир
    чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект
    исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

                                     Для этого выполняем следующие упражнения:

    1. продолжи неоконченный рассказ;
    2. составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
    3. опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
    4. определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше
      вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
    5. назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

    Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому
    далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом
    процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления,
    продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.
    Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе
    исследования. Построение гипотез - основа исследовательского,
    творческого мышления.

    В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

    давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.

               Ещё важным умением для исследования является умение задавать
    вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей,
    животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди
    загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают
    любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

              Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 12 обследуемых – 4
    ученика имели высокий уровень словарного запаса, 5 учеников - средний, 3 ученика - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо
    предмету, ещё сложнее признаку или действию.

              Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками,
    различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

              Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его
    видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее
    задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к
    предыдущему. Важным средством развития умений давать определения
    являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её
    определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

    Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и
    познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их
    чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и
    явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и
    преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории.
    Классификацией называют операцию определения понятий по
    определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я
    предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы
    классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений
    использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи
    позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в
    исследовательской деятельности.

    Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало
    возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и
    мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям
    закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую
    возможность для развития способности к наблюдению и умению
    анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

             С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов
    исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

             Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать
    выводы и умозаключения.

              Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем
    классе.

              Применяя проектную технологию, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

    В прошлом году, когда у меня был 4 класс, а они уже взрослые,
    девочки задумались над вопросом: «Полезна или нет детская косметика?» Я предложила им поработать над этим вопросом и взять эту тему для
    исследования.
    (Приложение - презентация)

               Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет
    участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача
    учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет
    соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

    Где найти темы для детских исследований, я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и
    рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими
    выпускниками: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла»,
    «Экология жилища», «Экология пришкольного участка», «Польза молока».

                К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно
    провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать
    гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность
    заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

            Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с
    каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный
    материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести
    анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый
    материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно
    темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

            Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от
    ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Сейчас мы работаем по стандартам ФГОСа и в
    темах уроков уже введены тема «проект». Дети учатся сами оформлять
    работы, подбирают фотографии, а на уроке учатся защищать проект.

    Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов
    обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не
    просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию,
    сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию школы, родителей учеников своего и
    других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов...
    Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В нашем классе на конкурсе исследовательских проектов места не
    присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем
    получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта проводим
    рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на
    следующие вопросы:

    1. Была ли достигнута цель проекта?
    2. Что нового ты узнал для себя?
    3. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
    4. Что ты сделал бы по-другому?
    5. Что получилось у тебя лучше всего?
    6. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
    7. Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

             В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и
    уважительно относиться к  точке зрения другого человека.

             Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают
    право на участие в школьных и городских научно-практических
    конференциях.

    Таким образом,  проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.  Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!  

    Заключение

            Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых
    данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

             Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего бывшего класса стали активными читателями школьной и  детской библиотеки, они уже
    сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все мои ученики  ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.   Учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, в её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по
    интересующей теме, имеют и желание и возможность поделиться
    результатами своей исследовательской работы. А работы получаются очень интересными.

    Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что
    исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов
    обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга
    мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие
    только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

           Исследовательская деятельность в начальной школе способствует
    общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей
    мыслительной деятельности как умение:

    1. классифицировать;
    2. обобщать;
    3. отбирать все возможные варианты решения;
    4. переключаться с одного поиска решения на другой;
    5. составлять программу действий по своей работе;
    6. рассматривать объект с различных точек зрения;
    7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
    8. составлять задания по предложенной теме;
    9. проводить самоконтроль.

    Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной
    работе.

    Используемая литература:

    1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. 
      М.: Аркти, 2006.
    2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
    3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
    4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
    5. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
    6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного
      метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
    7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
      деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
    8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
    9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.
      работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
    10.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ « Детская косметика: за и против»

    Слайд 2

    Авторы проекта учащиеся 4 класса МБОУ Масловской ООШ

    Слайд 3

    Актуальность проекта: Увеличение ассортимента детской косметики, ее обдуманное использование; Необходимость знания сведений о вреде продуктов детской декоративной косметики для организма; Участившиеся случаи возникновения аллергии на косметические средства у детей в классе

    Слайд 4

    ЦЕЛИ: выяснить, необходимы ли детям специальные гигиенические косметические средства для детей; выяснить, необходимы ли детям специальные гигиенические косметические средства для детей

    Слайд 5

    ЗАДАЧИ: определить виды детских косметических средств; проанализировать данные и определить для себя совместно с родителями за и против; провести опрос среди родителей, учащихся и специалистов

    Слайд 6

    ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ предположим, что каждый ребенок должен пользоваться специальной косметикой, потому что косметика для взрослых не подходит ; допустим ,что декоративная детская косметика не наносит вред организму

    Слайд 7

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; подумать самостоятельно изучить литературу получить информацию из сети Интернет связаться со специалистами провести анкетирование

    Слайд 8

    НЕМНОГО ИСТОРИИ Многие тысячелетия человек пытается стать красивее с помощью косметики. Ещё древние греки и жители Древнего Рима хорошо разбирались в искусстве макияжа и в уходе за своей внешностью. Косметика (от греч.- искусство украшать) – это наука о способах изменения и поддержания внешнего вида. Слово « косметика» произошло от древнегреческого «искусство украшения» внешности людей, а декоративная косметика- это искусство украшать женскую красоту. Если задача обычной косметики сохранить женскую или мужскую красоту, то главная цель декоративной косметики заключается в том , чтобы сделать из просто красивой женщины очень красивую, молодую и привлекательную. Еще не вполне осознав себя людьми, наши первобытные предки уже натирались маслом и жиром, разрисовывали тело растительными красками и глинами, подводили глаза, красили веки и губы. Руководили ими не одни инстинкты: первобытная косметика помогала осознать племенную принадлежность, разделить мир «на своих» и «чужих», выразить себя, а то и устрашить врагов. Есть основания считать изобретателями косметики женщин, хотя бы в силу неутолимого желания нравиться. Косметика украшала, холила, лечила. Её основу составляли ароматные масла и мази, которые получали из растительных и животных жиров, смешивая с настоями лилии, лаванды, розы, по интуиции и древнему опыту вводя тонизирующие и целебные добавки. Пока не научились варить мыло, мазями очищали тело. Таким образом, с самой глубокой древности существовало два направления косметики: косметика, сохраняющая красоту; и декоративная косметик а или маскирующая косметика.

    Слайд 9

    ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОСМЕТИКА ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА ЛЕЧЕБНАЯ КОСМЕТИКА АССОРТИМЕНТ ДЕТСКОЙ КОСМЕТИКИ

    Слайд 10

    ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Энциклопедии для девочек мальчиков Детские журналы для девочек

    Слайд 11

    РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Опросили учащихся 3-5 классов. Всего 30 детей.

    Слайд 12

    РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Опрошено 20 человек

    Слайд 13

    ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Детская косметика подлежит обязательной сертификации. Детская косметика -обязательная натуральная основа, хорошая переносимость,безопасность . Выбор косметического средства индивидуален. Реклама – не первый советчик

    Слайд 14

    СВЯЗАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ - Ваше отношение к декоративной косметике….. Медицинский работник Масловской амбулатории Шейкина Г. Н.: « Декоративную косметику не желательно применять девочкам и мальчикам не достигших16-18лет,так как в косметике есть вещества, которые отрицательно влияют на гормональное развитие. Возможное применение в особых случаях(выступлениях на сцене).Дети должны пользоваться только детской косметикой (шампуни, гели , мыло,и.т.д ),так как рН кожи детской отличен от взрослой. Детская косметика отличаются более мягкими ПАВ (поверхностно активные вещества, дающие пену). Щадящие компоненты, входящие в состав , моют, защищая и смягчая кожу детей. Сложная экологическая обстановка, побочные явления передовых технологий, которые используются в производстве одежды, аксессуаров и прочих составляющих жизни ребенка, делают вопрос детской косметики не роскошью, а необходимостью .»

    Слайд 15

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Детская косметика не роскошь, а необходимость для здоровья детей. Детская косметика должна быть рН-нетральной , неаллергенной , без консервантов, красителей и ароматических отдушек Перед покупкой детской косметики внимательно изучите информацию, которая должна присутствовать на упаковке: ◦для какого возраста предназначено средство; ◦срок годности и как долго можно использовать средство после его открытия; ◦кто производитель. Желательно применять различные средства из одной и той же линии детской косметики Товары детской продукции обязательно должны быть сертифицированы. Косметика должна причинять вреда жизни и здоровью И самое главное: высокая цена — это не всегда гарантия отличного качества!

    Слайд 16

    Зачем нам что-то менять, подкрашивать, украшать ? Вывод напрашивается сам собою: Кто же прекраснее нас с тобою? За организмом нужно следить, А не косметикой впечатление производить .

    Слайд 17

    Будьте красивы и здоровы!!!

    Слайд 18

    Используемая литература Н.М.Волчек Современная энциклопедия для девочек. « Современный литератор » , 2000 г. О.Мещерякова Настольная книга для девочек « Миринда » , 2001г. Н.М.Волчек Настольная энциклопедия для девочек « Современный литератор » , 2000г. Журналы « Мой ребенок » . – 4,10/1999 г. Журнал « Маруся » . – 1/2010 г. Интернет-ресурсы www.google.ru http://www.remedium.ru http://femina.in.ua


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

    Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

    Доклад "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛ.ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА"

    Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов...

    статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

    Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

    Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

    Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

     Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

    Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

    В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

    Статья "Проектная деятельность младших школьников как путь повышения активности детей с ОВЗ"

    Планомерное ведение проектной деятельности в образовательном и воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ представляет интерес для совместной работы  учителей начальных классов  ...


     

    Комментарии

    Хертек Лада Валерьевна

    Спасибо большое!очень интересный проект. Много взяла из вашего проекта, очень актуально в наше время активировать детей к исследовательской деятельности. Им это в жизни очень пригодится!