Статья "Проектная деятельность младших школьников как путь повышения активности детей с ОВЗ"
статья (4 класс) на тему

  Планомерное ведение проектной деятельности в образовательном и воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ представляет интерес для совместной работы  учителей начальных классов  и педагогов-специалистов.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников как путь повышения активности детей с ОВЗ.

  Планомерное ведение проектной деятельности в образовательном и воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ представляет интерес для совместной работы воспитателей гпд , учителей начальных классов  и педагогов-специалистов.   Тематика проектных исследований   раскрывает связь индивидуальной работы с общешкольными мероприятиями.  

  Использование   метода проектной деятельности в общеобразовательных школах отличается от работы по нему в школах коррекционного вида. В работе с детьми с ОВЗ следует  опираться, в первую очередь, на развитие у них коммуникативных и социальных навыков, а затем уже образовательных функций.  

 

Задачи обучения по методу проектной деятельности детей с ОВЗ:

  • Формирование основных коммуникативных навыков (учится говорить и слушать, отстаивать своё мнение и принимать чужое)
  • Формирование основных социальных навыков (осознавать своё место в обществе, взаимодействовать с окружающими)
  • Формирование и расширение представлений в области окружающего мира
  • Формирование и развитие ууд

Таким образом, тематика проектов должна соответствовать поставленным задачам, уровню развития конкретного детского коллектива, быть интересной, доступной и завершаться продуктом имеющим деятельности, вовлекать в совместную работу родителей и специалистов, практическое применение в дальнейшем (приобретение навыков).

Учитывая низкую посещаемость по состоянию здоровья, лучше всего использовать долгосрочные групповые проекты, тогда каждый ученик успеет реализовать себя в совместной деятельности.

 Участие специалистов: психологов, дефектологов и логопедов - даёт возможность более эффективно корректировать недостатки развития ученика, решать сразу несколько   задач направленных на перспективное воспитание личности школьника.

Проекты 4-го класса.

К четвёртому классу дети приобретают навыки самостоятельной  работы  по проектной деятельности. Тематика проектов носит более серьёзный характер, в выборе темы ребёнок опирается на свои предпочтения, старается ответить на интересующие его вопросы самостоятельно.

В начале этого учебного года, по желанию детей, был выполнен проект « Съедобные грибы и их ложные двойники».

 Ребята хотели подробнее узнать о грибах нашей полосы и о том как  их использовать. Ученики самостоятельно изучали виды грибов, делились друг с другом рецептами блюд, делали доклады. Результатом работы над проектом является портфолио, которое может   в дальнейшем использоваться на уроках окружающего мира и внеклассных занятиях.

  Интересным для детей стал проект по экологии « Вторичное использование пластиковых пакетов». 

Ученики изучали современные экологические проблемы, проблемы экологии родного города. Дети использовали в работе ИКТ.  На уроках труда, классных часах ребята делились друг с другом информацией, совместно составляли портфолио проекта, изготавливали поделки из пластиковых пакетов.

Итоги работы были представлены в ходе предметной недели по окружающему миру: экологический плакат, поделки, портфолио.

 В данное время реализуется проект по здоровьесбережению « Плесень полезная и опасная.Данная тема касается повседневной жизни и, несомненно, несёт практическое применение знаний.

 В работу над этим проектом вовлечены и родители, т.к. предполагаются домашние опыты и наблюдения.

 

Однако, надо помнить, что четвероклассникам предстоит переход в среднюю школу и надо провести ряд мер, помогающих детям преодолеть психологические трудности, в этом помогут проекты связанные с психологией общения и восприятия себя как личности в окружающем мире. Поэтому следующей работой станет осуществление, совместно с психологом, проекта по преодолению психологических трудностей возникающих при смене учебного учреждения и режима дня школьника.

Проектная деятельность направлена на развитие ууд.

Личностные:

  1. адекватная мотивация учебной деятельности , включая учебные и познавательные мотивы
  2. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные:

  1. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  2. учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные:

  1.  совершенствование знаний об окружающем мире

Коммуникативные:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе не совпадающих с собственной  и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействий.

В работе над проектами: ребята читают книги, осваивают новые знания, учатся работать в коллективе, радуются и удивляются успехам одноклассников. И ещё один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживает инициативу, и активно помогают детям, включаясь в работу. 


И, наконец, приведу пословицу, ясно выражающую сущность проектного метода обучения: 


«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ, 
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, 
СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Исследовательская деятельность младших школьников как путь к компетентностному образованию.

В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему...

статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....