Главные вкладки

    Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

     

       Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в нашей школе. Уже в течение нескольких лет ученики нашей школы  успешно разрабатывают исследовательские работы.
       Актуальность нашей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx17.23 КБ
    Файл proektnaya_deyatelnost_psosh_no1.docx20.92 КБ
    Файл urok.docx20.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Проектная деятельность младших школьников»

       Вспоминая, как росли наши дети, память восстанавливает много любопытного! Вот малыш пытается растащить на винтики будильник, вот он ссыпает различные виды круп в молочную бутылку, а вот он проводит опыт на возгорание различных предметов!
      Он любопытен, ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
      С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется  только то, что вызывает настоящий интерес.
      Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил!
      Постепенно эти качества угасают и к 7 классу, когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём – то до селе ему неизвестном!
      Вот почему в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.
    Главная
    Проекты
    Праздники
    Справочник школьника
    Ученики
    Учителя
    Фотоальбом
    Классный руководитель:        
    Работа с родителями
    Методическая копилка
    Детское творчество
    Хобби учителя

        Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.    Различают следующие виды проектов:
    §        Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного  вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
    §        Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
    §        Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
    §        Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
    §        Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

    Что является критериями успеха работы над проектом?
    §        Достигнут конечный результат.
    §        Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
    §        Результат проекта может быть использован другими коллективами.
    §        Информация о проекте широко распространена.
    §        Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
    §        Получено удовольствие от своей деятельности.

    Логическая схема проекта
    ·        Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
    §        Методы-виды деятельности.
    §        Результат.
      Проект может выполняться индивидуально, или группой.  Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

    Отчёт должен содержать следующие разделы:
    §        Введение, в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
    §        Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты.
    §        Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведённого исследования. Можно спрогнозировать изменения этого состояния в ближайшее время и в отдалённом будущем при сохранении существующей ситуации.
      Данный материал собран из разных источников и на основе собственного опыта работы. Он помогает проследить все этапы работы над проектом. В начальных классах я успешно  осуществляю проектную деятельность уже с первого класса. Ведущее место занимают творческие проекты с элементами исследования. Считаю, что такая комбинация уместна, так как творчество обязательно сталкивается с желанием  добыть, исследовать, доказать. Материал для исследований черпаем из жизни.
         Экскурсии на  природу, в краеведческий музей, в Дом детского творчества, способствуют формированию у детей живых конкретных образов, пониманию многообразия цвета, разнообразия форм при выборе  исходного объекта действия.
         В третьем классе мы заинтересовались вопросами сохранения здоровья, здорового образа жизни и вступили в проект «В гостях у витаминки». Проект предусматривает исследование вопросов, направленных на сохранение здоровья в условиях Крайнего Севера.
      Работа над проектами увлекает как учителя, так и учеников, открывая горизонты неизведанного, таинственного, помогает раскрыть скрытые способности каждого учащегося  в отдельности и применить их, работая в одном сплочённом коллективе.
      Практические результаты.
       В 1 –ом классе из 18  учащихся в проекте приняли участие 3 человека, что составило  
    17 %, во 2–ом классе в проектной деятельности участвовал 10 человек,  что составляет 50%.
       Из общей темы проектов  выделяются  частные вопросы, которые ребята исследуют, находя материал за рамками школьной программы. Привлекаются  консультанты: работники музея, библиотеки, учителя, врачи, родители. Ребята используют  Интернет. Проектная работа «Белая
    Земля», над которой работали первоклассники, получила сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и диплом за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

                                                                       Заключение.

       Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся особенность различных видов искусств: литературы, музыки, живописи. Просматривается ранняя профилизация. Прививается любовь к своей  «малой» Родине.

                                                                            Выводы.

       Защита проектов показала, что данную работу следует продолжать, так как сотворчество положительно влияет на результат и рождает желание самостоятельно добывать знания. Данная работа помогла выйти двум участникам проекта на индивидуальный проект (презентация проекта прилагается). Остальные ребята изъявили желание продолжать проектную деятельность в следующем учебном году.



    Предварительный просмотр:

    Тема:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»

                                                           Актуальность работы.

       В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
      Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в нашей школе. Уже в течение нескольких лет ученики нашей школы  успешно разрабатывают исследовательские работы.
      Актуальность нашей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.
    Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
     
    фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
     
    теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
     
    эмпирические - проведение собственных экспериментов.
       Применяя проектную технологию, мы  реализуем  модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.
       Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика. Родион интересуется математикой и якутскими сказками, поэтому его исследовательская работа  получила название «Математика саха норуотун остуоруйаларыгар». В результате получился задачник для учащихся 2 классов, который  использовали  на уроках  математики.    
      Когда коллеги или родители спрашивают, где найти темы для детских исследований, отвечаем, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведём  ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных нашими учениками: «Шелкопряд диэн тугуй? », «Мир мамонтов», «Достопримечательности города Покровск », «
    Өс хоhоонноро мин олохпор »,«Скульптураны үөрэтии – духуобунас биир көрүҥэ», «Байанай – булт таҥара» и другие.
         К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки).Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, знаем,  дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
        Своей работой мы стараемся  направить деятельность наших учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом  активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Антон.  Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете.” Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
      Сначала вместе составляем план, затем по плану ученик устно излагает содержание работы, а  следом записываем  текст или набираем  его на компьютере. При этом стараемся  сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску — это же его доклад, а не учителя. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его.
      Вместе с тем, интересна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы  целенаправленно обучаем  своих ребят использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Например, мы провели уроки-исследования  «Безударная гласная», «Мы – и окружающий мир», «Моя родословная».
        Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
       Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию школы, родителей учеников своего  класса, учителей начальной школы и ребят из разных классов... Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
    Была ли достигнута цель проекта?
    Что нового ты узнал для себя?
    Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
    Что ты сделал бы по-другому?
    Что получилось у тебя лучше всего?
    Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
    Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
       В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к  точке зрения другого человека.
       Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных,  городских, улусных, региональных  научно-практических конференциях.

                                                        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

       Организация индивидуальных ученических исследований, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:
    1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений ;
    2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
    3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
    4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
    5) повысился уровень вослитанности учащихся;
    6) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;
    7) 2011-1012 у.г.
    Улусная НПК «Притузовские чтения»:
    Ермолаева Диана, 4 класс – «Учитель, воин, пропагандист Лукин Геннадий Петрович» - 2 место
    Аммосова Айсена, 4  класс – «Туос иhит утумнара – Павел Павлович Гермогенов» - 3 место
    Протодьяконов Никита, 3 класс – «Подвиг отца и сыновей семьи Алексеевых» – грамота номинации
     Улусная НПК «Егоровские чтения»:
    Степанов Рома, 2 класс – «Мин эhэм норуот маастара» - 3 место
    Варламова Нарыйаана, 2 класс – «Саха хомуhа сайдан кэлбит историята» - 3 место
    Ефимова Вика, 2 класс – «Кыптыыйынан кырыйыы – киhи хара5ын үөрдэр ойуу мандара» - 3место
    Мартынов Антон, 2 класс – «Байанай –  булт таҥарата» - 3 место
    Ефимова Кэрэчээнэ, 3 класс – «Хангаласский музей имени Г.В. Ксенофонтова» - 3 место
    Карманилова Вилена, 3 класс – «Сомо5олоhуу – олох төрдө» - грамота
    Аммосова Айсена, 4  класс – «Туос иhит оhуордара» - 1 место
    Бочкарёва Наташа, 4  класс – «Художник Осипов айар үлэтэ» - 2 место
    Ермолаева Диана, 4 класс – «Учитель, воин, пропагандист Лукин Геннадий Петрович» - 3 место
    Региональная НПК «Барашковские чтения»:
    Лыков Никита, 1 класс – «» - 4 место
    Родионов Толя, 2 класс – «Влияние вида семян на урожайность картофеля» - 1 место
    Гоголева Лилианна, 2 класс - «Чабыр5ах  диэн тугуй?» - 3 место
    Ефремов Виталий, 2 класс – «Өс хоhооноро мин олохпор» - 4 место
    Михайлов Родион, 2 класс – «Математика саха норуотун остуоруйаларыгар» - 2 место
    Ефимова Вика, 2 класс – «Кыптыыйынан кырыйыы – киhи хара5ын үөрдэр ойуу мандара» - 4 место
    Аммосова Айсена, 4  класс – «Благоустройство частного дома» - 1 место
    Бочкарёва Наташа, 4  класс – «Художник Осипов айар үлэтэ» - 2 место
    Ермолаева Диана, 4 класс – «Учитель, воин, пропагандист Лукин Геннадий Петрович» - 3 место
    Адамов Айаал, 4 класс – «Прогноз погоды по народному календарю» - 3 место
    Улусная НПК «Назаровские чтения»:
    Васильев Владик, 3 класс – «Я за ЗОЖ» - 1 место
    Басагысова Маша, 3 класс – «Плюсы и минусы жевательной резинки» - 2 место
    Протодьяконов Никита, 3 класс – «Подвиг отца и сыновей семьи Алексеевых» - 2 место
    Апросимова Света, 3 класс – «Х» - 2 место
    Ефимова Ася, 3 класс, 3 класс – «» - 3 место
    Ефимова Кэрэчээнэ, 3 класс – «Хангаласский музей имени Г.В. Ксенофонтова» - 3 место
    Козлова Катя, 3 класс – «Солёная сказка» - 2 место
    Региональная НПК «Мин түөлбэм ытык дьоно»:
    Варламова Нарыйаана, 2 класс – «Саха хомуhа сайдан кэлбит историята» - грамота за глубину исследования
    Ильина Люба, 3 класс – «» - номинация «Юный участник»
    Апросимова Света, 3 класс – «Х» - номинация «Юный участник»


                                                                            ВЫВОДЫ.

        Исходя из вышеизложенного, нами  сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для нас  главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяем  из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
       Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: классифицировать;
    обобщать;
    отбирать все возможные варианты решения;
    переключаться с одного поиска решения на другой;
    составлять программу действий по своей работе;
    рассматривать объект с различных точек зрения;
    сравнивать различные объекты и их совокупности;
    составлять задания по предложенной теме;
    проводить самоконтроль.
        Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
       Результаты нашей работы уже видны. Все ученики нашей школы  стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики нашей школы  ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.
        Мы будем  продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

                                           



    Предварительный просмотр:

    Тема: «Бюджет семьи »

    Цель:                                                                                                              Образовательная:                                                                                                                    - познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «стипендия», «пособие», «пенсия», «коммунальные услуги»;                                                                                                                                -  овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;       Развивающая:                                                                                                                                - развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление, общий кругозор;                                                                                        - рассказывать, как распоряжались деньгами сказочные герои, анализировать их поступки, рассуждать, высказывать своё мнение                                                                                                                         Воспитательная:                                                                                                                                -  воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать  мнения товарищей, работать в группах и в коллективе;                                                             – уважать труд старших.

                                                       Ход урока

     1.      Организационный момент.                                                                                                             2.        Повторение изученного материала                                                                                         - Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала.              Разгадаем кроссворд:                                                                                                          

    б

    а

    н

    к

    н

    о

    т

    а

    ю

    а

    н

    ь

    д

    о

    л

    л

    а

    р

    ж

    е

    т

    о

    н

    д

    е

    н

    ь

    г

    и

    м

    о

    н

    е

    т

    а

    1.  Как называются бумажные деньги?
    2. Денежная единица в Китае?
    3. Денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах?
    4. Металлический кружок, значок, выдаваемый в память о каком-нибудь событии, служащий условным ( иногда платёжным) знаком, призом.
    5. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
    6. Металлический денежный знак.

    Прочитайте выделенное слово по вертикали. Значит, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( О бюджете )                                      3. Новая тема.                                                                                                                                     -Кто знает, что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок).                                                                                   - А что такое доход?                                                                                                                                 - А что такое расход?                                                                                                                                               - А что такое стипендия? ( рассуждения  учащихся )                                                         4.   Работа с учебником.                                                                                                           Чтение учащимися  статьи «Что такое  бюджет».                                                                                                          5. Словарная работа по справочнику.                                                                                                  6. Обсуждение по тексту.                                                                                                                                                                       Тест.                                                                                                                                                 1. Из чего складывается бюджет?                                                                                                А) из денег;                                                                                                                                                Б) из зарплаты и стипендии;                                                                                                               В) из доходов и расходов.

    2. Лучшим считается  бюджет, в котором                                                                                                             А) доходы больше расходов;                                                                                                                               Б) доходы равны расходам;                                                                                                                      В) доходы меньше расходов.

    -Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»?                                              -В чем измеряется доход и расход семьи?

    -Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет.

    (Инсценировка).

    Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли  бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

     - А у моего друга  Саши  новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын.                                  - Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход.                                                                                                                           -  Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. (Отдает деньги).                                                                     Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону.                                                                   Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.                                                                   -Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это сколько? (дети умножают) – 16 тысяч рублей.                                                                                                                                 Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой? ( пенсии )                                                                                                      -А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент.                           Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях).                                             -Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама.                                                                                                                           -А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа.                                                    -Ура! Целых 33 тысяч 500 рублей. Можно купить несколько велосипедов, - воскликнул сын – школьник.                                                                                                                  Учитель. – Как вы думаете, так ли это?                                                                                  -Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование).                                                                                                             -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания?                                                                                                                   -В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 4 тысячи рублей. Если в нашей семье 6 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание?                                                                                                  -А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета?                                                          -Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма).                                                                                                                                       -А куда еще тратятся деньги в семье?                                                                                     -На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня?    ( Посещение театров, музеев…)                                                                                                       -А если вы заболели, то куда тратятся деньги?                                                                     -А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги).                                                                                                                        -Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?

    -Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых.                                                                                                                                                   -На что  больше всего тратятся деньги в семье?                                                                                -Какую часть занимают траты  на питание в семье Ивановых? (ответы детей)                                                                                                                               -Ура! Осталось еще 9 тысяч 500 рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка.                                                                                                                       -Это не совсем велосипедные  денежки! Это наши накопления, - заявил отец.                                                                                                                              – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент).                                                         -Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги.                                         -Где?- дружно спросили все.                                                                                                            - Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить. (Что имела ввиду бабушка?)                                                                                          -Вот это деловой разговор. Это экономия.                                                                                     -Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость).                                                            --Объясните смысл пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет».                                                                                                                                               -А на чем еще можно сэкономить в семье? (рассуждения детей)

    7.   Физкультминутка «Доходы и расходы»

    (Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками).

    8.   Закрепление пройденного материала.

    Групповая работа – составить бюджет семьи. ( по карточкам )

    1 группа.

    Отец + мать + ребенок – дошкольник.                                                                                 Зарплата отца – 15 тысяч рублей.                                                                                              Зарплата матери - 10 тысяч рублей.                                                                                   Пособие на ребенка -500 рублей.

    2 группа.

    Бабушка +дедушка.                                                                                                                          Пенсия бабушки -7 тысяч рублей.                                                                                   Пенсия дедушки – 8 тысяч рублей.

    3 группа.

    Отец + мать + сын – студент (учится платно).                                                                    Зарплата отца -16 тысяч  рублей.                                                                                                 Зарплата матери –1 4 тысяч  рублей.

    4 группа.

    Отец + мать + бабушка +дочь – ученица.                                                                                  Зарплата отца – 16 тысяч  рублей.                                                                                            Зарплата матери – 14 тысяч  рублей.                                                                                               Пенсия бабушки –9  тысяч  рублей.

    5 группа.

    Отец  + мать+2 детей.                                                                                                           Зарплата отца – 16 тысяч рублей.                                                                                Зарплата матери –1 4 тысячи рублей.                                                                                        Пособие на детей -500+500 рублей.

    -Что же мы сейчас с вами делали?

    -Важно ли уметь планировать семейный бюджет?                                                                             -Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Семейному  бюджету».

    -Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея).                                                                                                                                            - Решите задачу:                                                                                                                           «Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по 20  рублей за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 30 рублей. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, получат мальчики?»
    -О каких видах дохода здесь говорится? (прибыль)                                                                  -Что такое «гонорар»?                                                                                                                   -Что такое процент с продаж?

    9.   Итог урока.

    -Что такое «семейный бюджет»?                                                                                                   -Назовите доходы семейного бюджета.                                                                                          -Назовите расходы семейного бюджета?                                                                                         -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?

           10. Д/з : Составить семейный бюджет своей семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

    Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

    Доклад "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛ.ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА"

    Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов...

    Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

    Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

     Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

    «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

    В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....

    «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

    Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...


     

    Комментарии

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
    Спасибо и удачи Вам!