«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»
статья по теме

Подставкина Лариса Юрьевна
Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика. Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1

Исследовательская и проектная деятельность

младших школьников как путь развития

самостоятельности и поддержки

индивидуальности   ребёнка.

                                                  Выполнила

                                                                      Подставкина Лариса Юрьевна

                                                                      учитель начальных классов

                                                                       

г. Апшеронск

2011 г.

                                                 Содержание:

1.Актуальность работы………………………………………………….3

2.Технология педагогического опыта………………………………….6

3.Результативность работы…………………………………………….14

4.Выводы………………………………………………………………...15

5.Библиографический список…………………………………………..16

6.Приложение к опыту………………………………………………….17

                                       

                                       

                                         I. Актуальность работы.

           В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

 В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г. С. Костюк). Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае я имею ввиду исследовательскую деятельность.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. Уже в течение нескольких лет ученики моего класса под моим  руководством успешно разрабатывают исследовательские работы в рамках изучения ряда учебных курсов. Социальный проект по кубановедению, посвящённый 160-летию Фёдора Андреевича Щербины,  представлялся Родькиным Даниилом на  школьной  конференции. На районной конференции исследовательские работы Оганесян Вероники «Влияние микроволнового излучения сотовых телефонов на организм подростка», Мельхем Роксоланы «Влияние мобильного телефона на организм человека», Ануфриева Семёна «Продукты из магазина-друзья или враги» были отмечены как интересные и актуальные, а работа ученика Меликфашян Артура «Главный враг здоровья - курение» получила сертификат участника научно – практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани.  Работы моих учеников Игнатьевой Виктории «Витамины- целители» (3 место) и Проценко Алексея « Влияние природной среды Гуамского ущелья на здоровье человека» (2 место) были представлены на I региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я -исследователь» в г.Сочи.

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах  сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, некоторые педагоги с осторожностью относятся  к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень подготовки   педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.

Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

          Кроме того, необходимость включения  моего   класса в исследовательскую работу была обусловлена и   большими отличиями в развитии учащихся: с одной стороны – 2 ученика не усваивали программу одновременно вместе со всеми, с другой, на фоне остальных успевающих выделились 6 одарённых  детей.

         В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, «одиночки». Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек.. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое. Не стал исключением и мой класс!

 Таким образом, возникла необходимость создания   личностной  траектории развития   каждого учащегося, исходя из  его  природных  возможностей через организацию исследовательской деятельности.

           В практике современного обучения имеет место  противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?

          Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

          Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

      Задачи:

  1. обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;
  2. развитие творческой исследовательской активности детей;
  3. стимулирование у детей интереса к фундаментальным наукам – ознакомление с научной картиной мира;
  4.  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. 

Предмет: развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Объект: совместная  учебно-исследовательская деятельность  учителя и учащихся

Этапы работы: 

  1. Изучение теоретической литературы;
  2. Изучение, анализ и обобщение опыта;
  3. Систематизация и обобщение результатов исследования;
  4. Разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся.

Новизна: индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Практическая значимость: использование  опыта  учителями  в своей работе. 

             

           

                       II. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

                                                                  “Скажи мне – и я забуду.
                                                                            Покажи мне – и я запомню.
                                                                            Вовлеки меня – и я научусь”.

         Заскучавший на уроке первоклассник кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на переменке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Третий качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Таких наблюдений каждый учитель может привести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести урок, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит — обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве, не случайно психолог Н. Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.

       Во многих школах нашего района сложилась практика проведения конкурсов исследовательских работ младших школьников. Победители могут участвовать в краевых и даже всероссийских конкурсах. Бывая на подобных мероприятиях, часто задаю себе вопрос — чью работу сейчас представляет ученик: свое собственное исследование или работу взрослого? Явное «присутствие» взрослого видно и по-взрослому сформулированной теме, и по надуманной для ребенка проблеме, и по обилию научных терминов, и по отказу отвечать на вопросы (один из участников конкурса «Я — исследователь» и во время стендовых докладов, и в туре лауреатов на любой обращенный к нему вопрос бойко отвечал: «Я пока не знаю ответа на этот вопрос, но я обязательно постараюсь найти его»). Техническое и художественное сопровождение защиты: электронные презентации и киноролики, красочные ламинированные плакаты — тоже смущает: кто состязается в конкурсе детских исследовательских работ? Не хочу обвинять в чем-то учителей или родителей. Если это делается не просто ради победы, если исследовательская деятельность обогащает общение в семье, наполняет  его новым содержанием, если интерес к теме исследовательского проекта у ребенка не меньше интереса взрослого, значит, такая работа нужна. Я не случайно упоминаю родителей, так как без их помощи, за редким исключением, нам, школьным педагогам, не обойтись.

         Опыт участия моих учеников в школьных и районных конкурсах, а также во Всероссийском конкурсе «Я — исследователь» позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.

        Система    организации    учебно-исследовательской и проектной  деятельности учащихся.                                                  

          Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

  1. выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  2. поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
  3. подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);
  4. защита проекта.

          Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.

         Следует ли рассматривать проектную деятельность в этом случае как составную часть учебно-исследовательской, или проектная деятельность является самостоятельной, лишь сопутствующей, осуществляемой «параллельно»? Рассмотрим сущность проектной деятельности.

         Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.

          Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е. С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.

          В своей практике я эффективно реализую следующие типы проектов:

  1. творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  2. ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
  3. ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  4. практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  5. исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

            В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

            Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини -исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Академия малых наук» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

Витя с детства увлекается футболом, не пропускает ни одной телетрансляции. Дома вырезал из картона фигурки футболистов и устраивает на полу футбольные матчи, при этом сам вслух комментирует матч, подражая известным спортивным комментаторам. На этой основе вырастет замечательное исследование «Профессия спортивного комментатора»: мальчик проанкетирует болельщиков и выделит те качества, которые отличают хорошего комментатора.

          Артём любит собирать грибы, хорошо их различает. Его любимая книга — определитель «Грибы». Уже в первом классе мальчик сделал открытие о существовании особого царства и сделал вывод: «Грибы — это грибы». Проводя исследование, он измерил урожайность грибов по годам в банках заготовленных на зиму грибов.

          Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

         Одна из моих учениц, работая над проектом «Интересно ли быть ребёнком?» самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: «Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!»

         Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

         Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

             

                                 Для этого выполняем следующие упражнения:

  1. продолжи неоконченный рассказ;
  2. составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
  3. опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  4. определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  5. назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

         Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена."Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

            В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.

           Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

          Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 29 обследуемых – 6 человек имели высокий уровень словарного запаса, 17 человек - средний, 6 человек - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.

          Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

          Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

         С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

         Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

          Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем?

          Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей и выдаю детям  памятки следующего содержания:

  1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  2. Действуя, не бойся совершить ошибку.
  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

            Затем мы детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

           Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:

фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

          Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

          Мама Тиграна — врач-педиатр. Мальчик много знает о её работе Исследование «Позвоночник – путь к здоровью» построено на статистике. Тигран анализирует виды сколиоза по половому признаку и возрастной группе, сравнивает процентное соотношение количества учащихся нашей школы, носящих сумки и ранцы, изучает динамику болезней детей с патологией осанки на разных этапах обучения,  рекомендует ученикам  правила, полезные для их здоровья:

           Родители Марины долгое время не разрешали ей играть в компьютерные игры, объясняя, что это занятие не принесёт ей пользы. Так родилась идея для исследования, волнующей Марину, темы «Влияние компьютерных игр на психику ребёнка». Из этой работы учащиеся и родители узнали, что некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение детей. Проведённые исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику ребёнка. Вред от компьютерных игр, по большому счёту, связан с неумеренным   их использованием.

            Маша очень любит мамины торты и разные сладости, которые употребляет в очень больших количествах. При этом она худенькая. А её одноклассник Рома – наоборот. Она всё время тихонечко задавала мне вопрос: «Почему так?» Тогда мы решили выяснить всю правду о сахаре и сделать правильные выводы, развеяв некоторые мифы. При анкетировании выяснилось, что все Машины одноклассники (кроме Ромы) любят сладкое.

           Даниил решил узнать всё о жевательной резинке. В результате он выяснил интересные исторические факты, что в подростковом возрасте жевательной резинкой лучше не увлекаться. что окружающим  неприятно смотреть на жующего человека, а тем более с ним разговаривать, и главное, отправляя жвачку в рот, нельзя забывать о последствиях, к которым может привести этот приятный на вкус и кажущийся таким безобидным комочек. Может случиться, что "оздоровительный имидж", создаваемый ему в телерекламе, лопнет так же, как выдуваемый из него умельцами большой резиновый пузырь.

           Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

             Ваня давно увлекается книгами о путешествиях, и сам мечтает отправиться в дальние страны, чтобы на карте стало меньше «белых» пятен. Но для начала мы с ним решили изучить «Энциклопедию выживания в экстремальных ситуациях» (авт.А.Ильин) и другую литературу, и по результатам своих испытаний сделать выводы, какие способы выживания наиболее просты для человека в выполнении. Так появилась исследовательская работа «Человек в экстремальной ситуации».

           Мама Данила работает преподавателем математики. Она считает, что прочные знания в области этой науки необходимы людям для их успешной дальнейшей жизни, поэтому исследовательская работа Данила получила название «Математика вокруг нас». В результате анализа статистических данных была выявлена связь выбранных специальностей с математикой у выпускников МОУЛ №1 г.Апшеронска.

           На уроке литературного чтения читаем рассказ М. И. Приш вина «Золотой луг». Юля живёт за городом, она вспоминает, что возле её дома большой луг, и на нём весной и летом много одуванчиков. «Он такой же, как в рассказе Пришвина?», «Как растут одуванчики?» — на эти вопросы отвечает Юля в работе «Золотой луг», она ведёт дневник наблюдений и активно пользуется фотоаппаратом.

К уроку литературного чтения дети принесли записанные родителями тексты колыбельных песен из своего детства. Получаем настоящий сборник разных колыбельных. Действительно ли разных? А что в них одинакового? Что означают слова «зыбка», «зыбаю», «баиньки»? А вот татарская колыбельная. Она совсем не похожа на русскую? Рита и Ирина берутся за исследовательскую работу «Колыбельная для куклы».

Когда коллеги или родители спрашивают, где найти темы для детских исследований, я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими выпускниками: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла», «Экология жилища», «Экология пришкольного участка»,«Как рождаются кристаллы?», «Вкусное мороженое на блюдечко положено», «Йогурт Йогуртович»,коллективные проектные работы «Символ 2100 года - Тигр», «Современный писатель Э.Успенский», «Полезные ископаемые», «Растениеводство» (этот проект был представлен районном семинаре завучей и директоров), «Дай лапу, друг!», «Кубань-житница России», «По просторам океяна», «Что означают наши имена», «Книга - мой друг!», «Полезный и вредный гриб – плесень» (Приложение).

            К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки).Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

        Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Давид Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете.” Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

        Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Мы выполняем эту важное дело вдвоем с учеником. Сначала вместе составляем план, затем по плану ученик устно излагает содержание ра  боты, а я следом записываю текст или набираю его на компьютере. При этом стараюсь сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску — это же его доклад, а не мой. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его.

       Вместе с тем, интересна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Например, мы провели уроки-исследования  «Безударная гласная»,«Частица "не" и её написание с глаголами», «Местоимение — часть речи», «Н.Н.Носов»,«Книга – мой друг»,«Творчество К.Паустовского», «В здоровом теле -здоровый дух», «Мы – и окружающий мир», «Моя родословная», «Три кита экономики».

        Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

         Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию лицея, родителей учеников своего и других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов... Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В нашем классе на конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Была ли достигнута цель проекта?
  2. Что нового ты узнал для себя?
  3. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
  4. Что ты сделал бы по-другому?
  5. Что получилось у тебя лучше всего?
  6. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
  7. Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

         В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к  точке зрения другого человека.

         Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных и городских научно-практических конференциях.

                       

                              III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

      Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:

1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений (Приложение 15);

2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;

4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) повысился уровень вослитанности учащихся (Приложение 16);

6) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;

7)  - 5 победителей и 1 призёр в школьной научно практической конференции;

     - 1 призёр в районной научно-практической конференции;

     - участие в конкурсе научных проектов в рамках научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани;

     - участие в научно-творческой конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, в секции «Образование и здоровье»:

       –2 призёра регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»,

     – 2 победителя и 3 призёра    в международном игровом конкурсе «Золотое руно»,

     -  1 победитель и 1 призёр во Всероссийском конкурсе «КИТ»;

     -  1 призёр Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»;

     - 3 победителя и 4 призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, русскому языку, окружающему миру и кубановедению.

         Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Все работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно использую на уроке и во внеклассной работе.

                                                       

                                                          IV. ВЫВОДЫ.

      Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности (Приложение17).

       Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

     

         Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

         Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.

         Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

                                 

                                         

                                             Библиографический список

  1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь», 2002, №2.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.
  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». – М: «Сентябрь»,1998, №7.
  4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2, 2006.
  5. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.
  6. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6, 2008.
  7. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛ.ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА"

Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов...

Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

Практико-ориентированный проект на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

Практико-ориентированный проект на тему:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности   ребёнка»...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

 Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»

Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...


 

Комментарии

Подставкина Лариса Юрьевна

Спасибо!Задания интересные! Буду использовать в работе.