Конспект группового логопедического занятия в 4 классе. Тема: Родственные слова. Корень «сад».
план-конспект по логопедии

Логопедическое групповое  занятие в 4 классе. Тема: Родственные слова. Корень «сад».

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klnkurs_zdorovesberegayushchie.docx19.87 КБ
Файл sad_4_klass.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родственные слова. Корень «сад»

Цель.

Учить выделять общую часть (корень) у однокоренных слов.

Задачи.

Расширять словарный запас.

Учить выделять общую часть(корень) и проверять безударную гласную путем подбора однокоренных слов.

Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.

Учить составлять предложения по опорным словам.

Формировать  коммуникативные  стороны речи учащихся.

Развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; профилактика близорукости.

Воспитывать  интерес к занятиям.

Оборудование: презентация, родословное дерево, словарное дерево, картинки - фотографии, карточки со словами,  мяч, карточки с заданием, предметные картинки, опорная схема.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент.

        Здравствуйте ребята.  Какое сегодня число? Какой день недели?

Расскажем о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Погода солнечная или пасмурная? Были ли осадки? Дует ли ветер?

Ответы детей.

         Сели ровно, проверили, правильно ли вы сидите за партами.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка», «Трубочка»,  «Часики», «Качели»«Блинчик».

Гимнастика проводится перед индивидуальными зеркалами с использованием презентации. (слайд 2)

  1. Работа по теме занятия

Сообщение темы занятия. Беседа.

         Ребята, когда мы так говорим:  «Человек потерял кори» ? Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

           Так говорят про человека, если он ничего не знает про себя, про своё имя и свою фамилию, про свою семью и своих родственников. А кто такие родственники?

 Ответы детей.

           Родственники – это близкие, родные люди, родственники похожи друг на друга и внешне, и характерами. У слов тоже бывают родственники. Как и люди, слова – родственники похожи по звучанию и по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, очень часто корень – коротенькое слово, или часть этого в котором заключено его значение.

дерево»)

          Например, слово – сад.  Поместим его в корень нашего «словарного дерева». С этим словом  связано это все, что касается  посадки растений в землю.

Работа со значением слова. Расширение словаря. Показ презентации.

        Что такое сад? (слайд 3)

         Ответы детей.

        Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами.

        Растение растёт из корешка, всё время увеличиваясь, и слово «сад» можно увеличить, добавляя к нему начало или конец, будут получаться новые, родственные слова.

(Слова, напечатанные на карточках  на дерево прикрепляются учениками, действия сопровождаются показом презентации. В словах выделен корень -сад.)

        Что такое садик? (слайд 4)

         Ответы детей.

         Маленький сад  – садик.

          Кто такой садовник?

          Ответы детей.

         Работник, занимающийся уходом за садом.

         Кто такой садовод? (слайд 5)

         Ответы детей.

         Специалист, разводящий сад;

         Замените предложение одним словом.

        «Выкопав растение, посадить его в другое место»

         Ответы детей.

         Пересадить. (слайд 6)

         Что такое палисадник? (слайд 7)

         Ответы детей.

         Небольшой садик, цветник перед домом.

         Что такое рассада? (слайд 8)

         Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место.

 Физкультминутка.

        Речь с движением. Ученики имитируют движения, описанные в стихотворении, сопровождая движения стихотворным текстом.

Что сделать, чтоб вырос красивым цветок?(вопросительно вскидывают руки)

Землю лопатой нужно взрыхлить.(имитация движений)

Бережно семечко посадить.(имитация движений)

Семечко это из лейки полить.(имитация движений)

Солнышку нужно поярче светить.(имитация движений)

К солнышку тянется наш стебелек. ( имитация движений)

Вот распустился  прекрасный цветок. ( имитация движений)

Согласование существительных и прилагательных (категория рода, числа).

Игра с мячом.

Ученику бросается мяч, он дает ответ и бросает мяч обратно.

Растения растут в саду.

Растения (какие?)  - садовые.

Роза (какая?)  – садовая.

Малина (какая?)  – садовая.

Тюльпан(какой?)   – садовый.

Сирень(какая?)   – садовая.

Крыжовник (какой?) – садовый.

Яблони (какие?)  - садовые.

Ягоды (какие?) – садовые.

Давайте с вами соберем садовые ягоды в лукошко.

Пальчиковая гимнастика.

С веток ягоды снимаю

Левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой         рукой (пальцы собраны в щепотку) снимаем ягоды.

И в лукошко собираю.

Из ладошек делаем лукошко.

Ягод -  полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Левая рука изображает горсть, а правая (пальцы собраны в щепотку)отправляет ягоды в рот.

Раз, два, три . четыре, пять…

Снова буду собирать!

Считаем ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку

Закрепление понятия  «однокоренные слова» . Игра   «Найди лишнее слов». (слайд 9)

    Садок, садик, садовод.

Работа со значением слова.

     Садок -  это приспособление для ловли рыбы. Не является родственным словом, так как ничего общего со словом сад не имеет.

Работа в тетради.

       Выписываем родственные слова. Выделяем корень. Ставим ударение. Подчеркиваем гласную букву в корне. Обращаем внимание, что гласная буква под ударением и в безударном положении пишется одинаково.

Садик, садовод.

Формулировка правила.

        Правило проговаривается всеми учениками. Вывешивается опорная схема.

        Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная была под ударением.

Составление предложений по опорным словам.

     Составьте предложение с данными словами. Подумайте о чем будет говориться в вашем предложении. (слайд 10)

Опорные слова: садик, растут, смородина, крыжовник ; Юля, палисадник, розы.

Примерные предложения.

В нашем садике растет смородина и крыжовник.

Юля в палисаднике вырастила розы.

         Полученные предложения записываются на доске. Одно предложение записывается в тетрадь.

Гимнастика для глаз.(слайд  11)

Посмотрите,  какие красивые розы выросли у Юли в палисаднике.

 Работа по  индивидуальным карточкам.

Повторяется правило нахождения безударной гласной.

Выделите корень, вставьте пропущенную букву, подобрав однокоренное слово.

Карточка №1. ( 1 группа)

С.довый, с.довник.с.довод, перес.дка.

Выделите корень, вставьте пропущенную букву, подобрав однокоренное слово.

Карточка № 2 ( 2 группа)

Сад, с.довник, с.довый.

Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.

        4. Итог.

Что такое родственные слова?

Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Что нового узнали сегодня на занятии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однокоренные слова. Корень «сад» Кормилицына Оксана Владимировна учитель-логопед ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской

Слайд 3

САД

Слайд 4

сад ик

Слайд 5

сад овник сад овод

Слайд 6

пере сад ить

Слайд 7

пали сад ник

Слайд 8

рас сад а

Слайд 9

Найди лишнее слово садовник садик садок

Слайд 10

Юля в палисаднике вырастила розы. Юля, роза, палисадник, вырастить, в . В, цветок, собрать, садовый, корзинка, она. Она собрала сад овые цветы в корзинку.

Слайд 11

Пали с а д ник, с а д овые.

Слайд 13

Интернет-ресурсы Артикуляционная гимнастика - https://https://yandex.ru/images/search Сад - http://f.tqn.com/y/birding/1/S/X/g/-/-/emperor.jpg Садовод - http://gorod.tomsk.ru/uploads/56967/1310094022/1_1.jpg Садовник - http://boombob.ru/img/picture/May/05/bf70d5d51191200f8f3b1a78267b253c/2.jpg Рассада - http://static.diary.ru/userdir/6/2/6/0/62603/83672831.jpg Палисадник - http://www.1000dosok.ru/s/12-05-2391984.jpg Садик - http://сделано-в-коми.рф/upload/photos/images/sm/9df07355917f434b44a07556060036b3.jpg Садок – http://www.livekuban.ru/upload/iblock/f83/f837f142290beddbf8f816fad275cc26.jpg Пересадить- http://i063.radikal.ru/0909/84/c21540dda6d3.jpg Корзина – http://miragro.com/sites/default/files/fotoinstory/208516_562642e34de6f562642e34deab.jpeg?1470597234 Розы - http://www.be-in.ru/media/beingallery/uploads/2014/01/4013_920x1380.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...