Проблема адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Презентация практического опыта по адаптации детей с моторной алалией в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы (представили учителя-логопеды Елена Николаевна Кутузова, Ольга Николаевна Рублевская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема адаптации младших школьников

с моторной алалией в условиях инклюзивного образования

Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская

Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Здоровья и развитие личности, г. Новокузнецк

Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества, особенно это касается школьного образования. В специальной литературе указывается, что в последние годы резко возросло количество детей с различными формами алалии, превалирует форма моторной алалии.

В соответствии с законом об образовании, дети с диагнозом моторная алалия в дошкольном возрасте должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения, а с достижением школьного возраста – обучаться в речевых школах (V вид).

Однако специализированные образовательные учреждения не справляются с таким количеством  детей с тяжелыми речевыми отклонениями в развитии, поэтому многие из них не получают специализированной помощи в дошкольном возрасте. Поступая в общеобразовательные школы, дети с моторной алалией испытывают трудности  в адаптации.  

По мнению Л.И. Божович, В.Н. Мясищева [1, 19] и др., личностная (или социальная), адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается созданием следующих условий:

- развитие у детей умение слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

- развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

- формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Дети с моторной алалией испытывают трудности в общении, следовательно, у них возникают проблемы в адаптации в условиях образовательной школы, такие учащиеся требуют индивидуального подхода, диагностики и проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Анализ литературы показал, что моторную алалию изучали М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун  [3, 347] и другие исследователи.  

Ученые исследовали нарушения развития ребенка, имеющего моторную алалию, которые проявляются в системности недоразвития всех сторон и функций речи. Также выявляются трудности построения фразы и усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности, неполноценность всех форм произвольной речи.

 По мнению Л.С. Волковой [3,358], имеет место неоднородность проявлений моторной алалии: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств (фонематических, лексических и грамматических элементов); в других случаях преобладающим нарушением является несформированность операций комбинирования.

Т.Г. Визель [2,170] исследовала неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.

Таким образом, понятие «моторная алалия» трактуется как системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.  [3,355].

Наш практический опыт показывает, что адаптация детей с моторной алалией наиболее эффективна в условиях инклюзивного образования.

Тенденция увеличения в нашей стране количества детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. [4,35].

Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий.

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.

В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов (H.H. Малофеев, Н.И. Скок, Н.Д. Шматько) [4; 7], к вопросам интеграции в социальную среду лиц - с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России.

Дети с моторной алалией испытывают трудности в общении, следовательно, у них возникают проблемы в адаптации в условиях образовательной школы.

В городе Новокузнецке на базе Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Здоровья и развитие личности осуществляется работа с инклюзивными 1-7 классами МОУ «СОШ № 101». Специалисты решают следующие задачи: анализ индивидуальных затруднений детей, определение их индивидуального маршрута; содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов СОШ № 101, организация консультативной и профилактической работы с участниками воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с задачами определены основные направления работы выездной группы по адаптации младших школьников с моторной алалией:

- коррекционно-развивающее;

- консультативно-методическое;

- социальное сопровождение.

Реализация вышеуказанных направлений осуществляется узкими  специалистами: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

Логопедическая и коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:

- усвоение продуктивных и непродуктивных форм словоизменения;

- формирование навыка построения связных высказываний;

- усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях, текстах.

Таким образом, адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования способствует развитию их речи, преодолению трудностей в общении, а также дальнейшей социализации.

Литература.

  1. Варламова, А.Я. Школьная адаптация подростков [Текст]/ А.Я. Варламова. – Волгоград: Издательство ВолГУ.- 2006. – 144 с.
  2. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель.- 2009. – 384с.
  3. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп. – М., Гуманитар. изд. ВЛАДОС.- 2009. - 703 с.
  4. Малофеев, Н.Н. Современный.этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - Вып. 1.-2000.-123с.
  5. О   специфике   деятельности   специальных  (коррекционных)   образовательных учреждений I - VIII вида [Текст] / Письмо Минобразования Российской Федерации №48 от 04.09.1997.
  6. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.  Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]/И.А. Смирнова. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС».-  2010. – 320 с.: ил.
  7. Скок, H.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции [Текст]/ Н.И. Скок// Социологические исследования. -2005. -№4. - С. 124-127.
  8. Шевченко, С.Г.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко. -  М.: Школьная Пресса.- 2003. — 96 с.
  9. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы  [Текст] /  А. В. Ястребова.  – М.: Просвещение.- 1984 . –  158 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социальной адаптации младших школьников.

 Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе  является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...

«Изучение проблемы гаджетизации младших школьников в условиях выстраивания современной модели обучения»

В современном мире стремительно увеличивается количество электронных устройств, и активному человеку мало одного девайса. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с пом...

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

Проблемы адаптации младших школьников

Выступление на педагогическом совете (2019)...

Статья "АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

Как помочь ребенку, попавшему в новую для него обстановку,  адаптироваться....

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...