Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.
статья по логопедии

Ленкова Наталия Витальевна
Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Хочу начать свой доклад с Нового образовательного стандарта.

Цитата: в основе базового умения – учиться, лежат  коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) : слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие.

     « Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками.

Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира»

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. 

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к  школьному обучению.

«Ясность – главное достоинство речи» (Аристотель.)

Есть одна специфическая человеческая черта – это потребность в общении с другими людьми. Именно благодаря этому и возник язык. Язык непосредственно связан с процессами познания, мышления и является основным инструментом успешной коммуникации.

Ребёнок учится языку потому, что надо участвовать в совместной деятельности со взрослыми, а для этого надо понимать, что ему говорят и говорить самому. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу.

В основе созревания речевой функциональной системы лежат импульсы, поступающие из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховые, зрительные, тактильные, а также речевые.

В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных.

Основная задача состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которое отрицательно отражается на процессе коммуникации, уровень общения у таких детей снижен.

С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются очень скоро.  

Это способствует возникновению психологических трудностей. Дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, раздражительными. Дети проявляют ограниченную контактность,  замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не умеют правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности, замедляет развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуя овладению знаниями.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети хорошо овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно.

Очень важно, чтобы речь ребёнка хорошо понимали и сверстники, и взрослые!

Логопедическое воздействие является педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемых в условиях образовательного процесса детей младшего школьного возраста.

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи включает в себя следующие направления коррекционного воздействия:

- развитие неречевых и речевых средств общения;

- формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях;

- развитие речевой активности в различных формах общения;

- формирование определённых умений и качеств личности (например, умение следовать правилам поведения).

В ходе коррекционного обучения мы создаём условия, способствующие желанию детей общаться. Чтобы добиться изменения эмоционального состояния ребёнка, большое внимание уделяется развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку довербальная коммуникация – основа для развития вербальной.

Обучение детей восприятию и выражению основных эмоций начинаем с мимической гимнастики. Детям предлагаются традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмуриться и т.п. в сочетании с упражнениями на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).

В мимике дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление, интерес) путём подражательной деятельности.

Игра «Зеркало»:  детям предлагается представить, что они зашли в магазин зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. «Зверюшки» ходят мимо зеркал,  прыгают, строят рожицы, «зеркала» должны точно «отражать» движения и выражения лиц «зверюшек».

Такие игры расширяют эмоциональный опыт детей и позволяют раскрепоститься замкнутым детям. Особое внимание уделяется обогащению словаря выражениями, обозначающими различные эмоциональные состояния человека (злой, добрый, сердитый, радостный, печальный).

Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации  её основных компонентов, большое место отводится словесным играм.

Использование таких игр направлено на обогащение словарного запаса, развитие грамматических категорий, интонационной выразительности речи и на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр заключается в том, что учащиеся не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, это стимулирует их собственную речевую активность.

Игры: «Слова-неприятели», «Назови ласково», «Слова-приятели», «На что похоже?», «Кто скажет больше», «Закончи предложение».

Для развития связной речи, группового общения используются упражнения, основанные на моделировании различных проблемных  и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения.

-Встретились мальчик и девочка. Кто кого должен пропустить вперёд?

-Давайте позвоним в цирк, узнаем, есть ли на завтра билеты.

Проблемные ситуации способствуют развитию у детей речевого этикета: умение выражать просьбу, благодарность, извинения.

Развитие и совершенствование  монологической и диалогической речи у младших школьников осуществляется в процессе игровой деятельности (практические задания, упражнения, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, пальчиковый театр), что позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности.    

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны по степени влияния на здоровье детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания, развития коммуникативных навыков младших школьников.  

Специальные игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников.

Артикуляционная гимнастика:

развитие основных движений органов артикуляционного аппарата - укрепление  мышц, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Дыхательная  гимнастика:

обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.  

Пальчиковая гимнастика:

развитие ориентировки в своем теле, развитие мелкой моторики в сочетании с весёлыми рифмовками.          

Мнемотаблицы:

развивают память, мышление,  создают  соответствие зрительного образа со словом, развивают зрительное восприятие; снижают  риск перегрузки психических процессов, несут  эмоциональный заряд, создают комфортные условия  обучения.

Психогимнастика:

развитие мимической  мускулатуры, психомоторики, формирование кинестетической основы артикуляторных движений, обучение элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.                    

Песочный игровой тренинг:

развивает  тактильно-кинестетическую чувствительность  и мелкую моторику рук, создаёт дополнительный массаж, снимает тревожность, гиперактивность, мускульное  напряжение, нормализует психофизическое состояние.                                                            

Глазодвигательные упражнения:

развивают координацию, ориентировку в пространстве, зрительное восприятие и воображение.    

Физминутка:

воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, вырабатываются чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью, снимается  усталость и напряжение.    

Пальчиковый массаж с предметами   (наборы мелких предметов):

развивает временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения и речь во времени, развивает мелкую моторику.  

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления  и  качественного улучшения его речевой деятельности.

Использование целенаправленных методов и  приёмов по формированию и активизации коммуникативных навыков речи детей обеспечивает интенсивное речевое общение, повышает взаимопринятие детей друг другом, собственную самооценку ребёнка, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком и способствует успешной социальной адаптации младших школьников в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Условия социальной адаптации младших школьников.

 Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе  является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...

«Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»-методическая тема.

1)    Актуальность:И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и  насколько успешным он будет  в обществе. Задача сохранения з...

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника", презентация...

Социальная адаптация младших школьников

Мета психологічного супроводу полягає в тому, щоб допомогти кожному учню соціалізуватися й адаптуватися до соціального середовища шляхом оптимального розвитку його потенційних можливостей. По своїй су...

Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...