Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
материал по теме

Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на МО воспитателей. 2012 г.18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников»

(из опыта работы)

Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка учащихся более адаптированных к окружающему социуму. Решение этой проблемы связано непосредственно с формированием личности в деятельности, где игра выступает одним из основных формирующих средств. Она по своей сути социальна, так как отражает те социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей в игре в младшем школьном возрасте.

Роль игр велика в социальной жизни вообще и особенно значительна она в социальном созревании детей младшего школьного возраста, поскольку игра является в этом возрасте основным способом социализации личности.

Работая над проблемой «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» мною были сформулированы следующие задачи:

  1. формирование социально активной личности младшего школьника и улучшение взаимоотношений со сверстниками;
  2. воспитывать у детей чувство ответственности;
  3. развивать творческие и коммуникативные способности;
  4. помочь расширить круг интересов ребенка;
  5. учить преодолевать психологические препятствия через игру.

Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания, а именно:

1.        Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки,

правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде и следить за своей обувью. В своей работе, для развития гигиенических навыков, использую следующие игры: «В умывальной комнате», «Мойдодыр».

2.        Навыки культуры еды

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Для формирования навыков аккуратности еды, я провожу игры: «В столовой», «Сервировка стола», «Я иду на день рожденья», «В гостях».

3. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым. Для развития этих навыков, использую такие игры как: «Дочки-матери», «Не хочу быть неряхой», «Принцесса», «Солдат».

4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хоз-бытовому труду: раскладывать ложки, вилки и т.п.; убирать игрушки после игр; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их после; принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с воспитателем убирать закрепленный за группой участок. Для привития навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, мне помогают игры: «Я – помощник», «Золушка».

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, игра– это особый

вид  деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик.

Заключение

Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом.

Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни за пределами стен школы-интерната.

Используя в практической деятельности сюжетно-ролевые игры, пришла к выводу: воспитанники моей группы стали более социально активными, повысилось чувство ответственности, улучшились взаимоотношения между детьми, что способствовало сплочению дружного коллектива. Из-за многообразия тематики ролевых игр, расширился круг их интересов. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Обобщение педагогического опыта (доклад) по теме "Формирование навыков самоконтроля как средства успешного обучения младших школьников"

Материал содержит краткое изложение моей работы по данной теме. Дынный опыт работы  был представлен в качестве конкурсного испытания "Методическое объединение" на областном конкурсе "Педагог года...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"

                             Одной   из   основных   задач   воспита...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...