Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

                         

      Одной   из   основных   задач   воспитательной      работы    с   учащимися  младших  классов  я  вижу  в  том,  чтобы   создать   необходимые  условия  для    формирования   умения   найти   правильное  решение  в  жизненно  трудной  ситуации. Мною разработан цмкл часов общения по антинаркотическому воспитанию, и сегодня я хочу поделиться своими наработками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_sotsialnoy_adaptatsii.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Система   работы по   социальной   адаптации

учащихся   учителя  начальных   классов

МОУ   Парфёновская   СОШ Топчихинского   района,

Почётного   работник общеобразовательных   школ России

Писаревой   Татьяны   Максимовны

                         

      Одной   из   основных   задач   воспитательной      работы    с   учащимися  младших  классов  я  вижу  в  том,  чтобы   создать   необходимые  условия  для    формирования   умения   найти   правильное  решение  в  жизненно  трудной  ситуации.

   С  первых  дней,  на  часах  общения,    провожу   занятия   по   социальной  адаптации  первоклассников.

  Умению  выходить  из  сложной  ситуации  с  наименьшими  потерями  и  посвящены                такие                           занятия.

   За   основу         я     взяла      рекомендации,        данные       Министерством   Образования  Российской  Федерации  в  книге  «Иванов.  Петров.  Сидоров.  Учитель – ученик:       от         сердца   к   сердцу           невидимая            нить». 

    Сюжеты   историй   объединяет   игровой    персонаж – мамонтёнок    Дима.

Провела    ряд     занятий    по     теме  

«Поиск         выхода               из         трудной         жизненной         ситуации».

Цели:

  • научить  поиску  выхода  из  трудной  ситуации,     изменить  которую  невозможно,
  • развить     умение     изменять     отношение     к     трудной    ситуации,
  • дать     представление     о     связи     между     мыслями  и   чувствами,

мыслями           и          поведением.

   Мамонтёнок  Дима  делится  с  Другом  проблемой:  нет  папы  (актуальная  проблема  моего  класса).

    Дети  предлагают  изменить  тёмные  мысли  на  светлые:      «Если  даже  у  тебя  нет  папы,  во  всяком  случае,  у  тебя  есть  мама».   «Если  даже  у  тебя  нет  папы,  во  всяком  случае,  тебя  любят  бабушка  с  дедушкой».         «Если  даже  у  тебя  нет  папы,     во  всяком  случае,     ты    живёшь     дома,    а     не  в           детском          доме»…                            С  помощью  цветков,  которые  так  и  называются        «Если      даже…»    и  «Во  всяком  случае…»       дети    тренируются    в  изменении  своих  мыслей,  следят,          как            изменяется            настроение.  

   Изготовлены     две      опоры:

Какие     мысли      мне      мешают:

-   Я   плохой.

-   Я   не   умею.

-   Я   не   справился.

-   Меня   обидели.

-   Я   боюсь.

Какие     мысли     всегда     помогут     мне:

-   Я   справлюсь.

-   У   меня   получится.

-   Я   научусь.

-   Всё   будет   хорошо.

-   Я   не   буду   бояться.

   Дети    проиллюстрировали        свои      «тёмные»    и    «светлые»     мысли.  Анализ      рисунков      показал,     что    они     действительно   сталкиваются  с  проблемами,       ждут      поддержки     взрослых,      надеются.

  Следующая  тема  занятий

 «Как     делать     выбор»

Цели:

  • ознакомить      детей     с     понятием     «выбор»,
  • учить     детей     прогнозировать     ситуацию,
  • формировать     чувство     ответственности     за     свой     выбор.

  На  одну  проблему -  решений  13 – 15.     Так  не  бывает.    Делаем  выбор.

Выбирая,     думай,     что     будет     потом…

Мы     всегда     получаем     то,     что      выбрали.

   Часы  общения  по  социальной  адаптации    позволили  мне       перейти  к  занятиям              по     профилактике     злоупотребления     психоактивными  веществами,      вызванные      необходимостью,   связанной  с  современным  состоянием     проблемы      наркозависимости.

     Современный      подход     к     решению     проблемы       злоупотребления  психоактивными  веществами  предполагает  приоритет  профилактической  работы     с      детьми       и        подростками.

   Я  согласна  с  тем,       что  работа  по  решению  данной  проблемы  должна  начинаться  как  можно  раньше,  так  как

Возраст  7 – 10  лет      является    временем     первых    проб   наркотических  веществ     с    уже     осознанным  намерением   ощущать  то,  что  ощущают  взрослые,     и    тем    самым    повзрослеть,  с  одной  стороны,  но  с  другой  стороны,  

  младшем  школьном  возрасте      у  детей  особенно  активно  происходит  формирование    произвольности,   внутреннего  плана  действия,  начинает  развиваться  способность  к  рефлексии.

   Именно    поэтому     ребёнок    может     успешно    овладеть  средствами  и  способами     своего      состояния     и     поведения,     а    также   состояния  и  поведения  других  людей.

      За  основу  я  взяла  программу  «Полезные  привычки»  (авторы

  Т.Т. Гречаная,  Л.Ю. Иванова,  Л.С. Колесова).

         Основные  цели:

  • овладение     учащимися     объективными     знаниями,
  • формирование    здоровых    установок    и   навыков   ответственного  поведения,  снижающих  вероятность  приобщения  к  употреблению  табака,     алкоголя    и        других        психоактивных      веществ.

      Я   могла    программировать    успех   профилактической  работы,  так  как

-  программа       была      уже     апробирована        в     начальных           классах  общеобразовательных  школ  г. Москвы,  имела  методическое  обеспечение;

-  в  планах  уроков     каждого  класса   темы  повторяются,  что  соответствует  возрастающему      объёму     знаний     учащихся     и    уровню   личностной  и  социальной  компетенции;

-  планы      уроков         гибкие,        что  даёт учителю  возможность   менять  и  дополнять  их  содержание  для  максимального  соответствия  особенностям  класса.

     Основными     задачами     своей     работы      я     определила:

  • создание     условий     для     формирования     у   детей  ценностного,  ответственного     отношения          к        своему             здоровью;
  • развитие    умения   регулировать   своё   поведение,  прогнозировать  последствия      своих     действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников"

Обобщение опыта работы на тему "Проектная деятельность младших школьников"...

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Обобщение опыта работы по теме «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное  детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказат...

Обобщение опыта работы по теме «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников»

  Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности. А это возможно, лишь воспитывая молодое поколение....