Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
    учебно-методический материал (3 класс) на тему

    Сорокина Елена Сергеевна

    Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_v_dok.odt228.37 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

                                           «Средняя  общеобразовательная школа №7»

    Развитие  коммуникативной и познавательной активности

     младшего школьника

    в процессе проектной деятельности

    с использованием ИКТ

    Сорокина Елена Сергеевна,

     учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    МБОУ СОШ №7

    мкр. Красный Октябрь

    Киржачского района

    Владимирской области.

    2013 год

    Содержание

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Наименование опыта .

    2. Цели и задачи опыта.

    3. Условия возникновения опыта.

    4. Актуальность .

    5. Педагогическая идея.

    6. Новизна опыта.

    7. Теоретическая база опыта .

    8. Технология опыта.

    9. Результаты работы методом проектов с использованием ИКТ.

    10. Адресная направленность опыта.

    11. Приложение №1 « Методические материалы по теме».

    12. Приложение №2  « Наши проекты» .

    Развитие  коммуникативной и познавательной активности

     младшего школьника

    в процессе проектной деятельности

    с использованием ИКТ

      « Если ученик  в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать»

                                  Л.Н.Толстой

      Цель:

    развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

                                          Задачи:

    -Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

    -Исследовать актуальность проблемы в рамках школы;

    -Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

    -Изучить теоретические основы новой технологии;

    -Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

     -Формировать  коммуникативные навыки (партнерское общение);

    -Развивать навыки  работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

    -Формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

    Условия возникновения опыта

            Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

         Наша школа расположена в микрорайоне Красный Октябрь города Киржач Владимирской области и насчитывает около 400 человек.

          Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №7 по системе Л.В. Занкова, который разработал систему общего развития учащихся, т.е. развития «ума, чувств и воли» - главных составляющих личностного развития человека.  

       Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых,  проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

      В школе созданы все условия для включения учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ (модуль «Практика работы на компьютере» в 3-4 классах, факультатив «Проекты на основе ИКТ» в 3-4 классах,  ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция, где дети представляют свои проекты). Тем более, что персональные компьютеры имеют 93% учащихся моего класса.

            В результате курсовой подготовки хорошо овладела компьютерными программами и возникло увлечение и интерес к продолжению и совершенствованию данного навыка через активную проектную деятельность с использованием ИКТ с учащимися.

       Необходимо было объединить детей, мотивировать  на  поисковую и исследовательскую работу , научить общению, создать условия для работы ,а также продолжить начатую в детском саду работу по экспериментам в образовательной области «Познание».

          Так возникла идея развития коммуникативной и познавательной активности детей  в процессе проектной деятельности .

    Актуальность

         В основе проектной деятельности с использованием ИКТ  лежит системно-деятельностный  подход , что позволяет  реализовывать задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта и обеспечивает :

    -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    -переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    -ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    -признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

    -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    -обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    -разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

    -гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

       Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:

    коммуникативность;

    мобильность;

    ответственность;

    самообразование;

    интеллектуальность;

    креативность и любознательность;

    критическое и системное мышление;

    взаимодействие и сотрудничество.

           Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной,поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.). Опыт актуален еще тем, что решает ряд противоречий:

    Между традиционными формами и методами организации образовательного процесса и поддержанием образовательной инициативы ребенка.

    Между ориентацией школьных программ на предметные знания, умения и навыки и необходимостью овладения ключевыми компетентностями 21 века.

    Между требованиями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, рассматривающей ИКТ как средство развития учащихся и ориентацией учителей на формирование ЗУН.

    Между все возрастающим участием в различных конкурсах, олимпиадах с использованием ИКТ и недостаточностью подготовленности учителя к созданию условий для этой деятельности.

          Использование данного опыта позволяет создать комфортные условия (снятие нервозности, страха, неуверенности, тревожности), необходимые для мотивации, для развития познавательной активности учащихся.

    Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системы  универсал ьных учебных действий , умений ,  навыков , а так же опыта самостоятельной деятельности  и личной ответственности обучающихся , то есть ключевых компетенций , определяющих современное качество содержания образования .

           Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

    -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

    -неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

    -разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

    Целью моей работы является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.

    Исходя из цели, я ставлю перед собой  следующие задачи:

    1. Вовлечь детей в проектную деятельность.

    2. Научить представлять продукты проектов.

     3.Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации

    Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.

    Педагогическая идея

         Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей,  убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной  мотивации учащихся, самостоятельное  овладение знаниями, творческий подход  в обучении. Для  меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя.  

          Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему  теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.  На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность,  умение ориентироваться в информационном пространстве  и самостоятельно конструировать свои знания.

        На мой взгляд, более актуальна проблема  не столько приобретения  конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

          В условиях начальной ступени образования основной целью является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития таковы:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения и мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности таковы:

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желание использовать специальную терминологию, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

       Исходя из вышесказанного, ведущей идеей опыта является идея формирования свободной творческой личности младшего школьника в процессе развития его познавательной и коммуникативной активности через проектную деятельность с использованием ИКТ. Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске.  Он должен отличаться сформированностью таких качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважения,  самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Причем, очень важно сохранить его индивидуальность.

    Цель опыта: обосновать выбор педагогических средств для развития интеллектуальной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ.

    Задачи для педагога:

    -проанализировать существующий опыт работы по данной проблеме;

    -внедрить интерактивную технологию проектов, включающую содержание, методы, приемы, формы работы, направленные на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника;

    Новизна опыта

    Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации к условиям начальной школы метода проектов с использованием ИКТ.

    Новизна опыта заключается в следующем :

    -использование современных средств для решения задач проектной деятельности;

            -определение педагогических условий эффективной организации проектной деятельности;

        -участие в дистанционных конкурсах исследовательских работ младших школьников ;

            -апробация приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

           - постоянное совершенствование и адаптация метода проектной деятельности в современных информационно-коммуникационных программах и технологиях ;

         -внедрение проектной деятельности в условиях дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Проектная деятельность ученику позволяет:

    -извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор;

    -анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности;

     -принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь.

    Учителю проектная деятельность позволяет:

    осваивать и грамотно применять новые технологии;

    технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;

     изучать и внедрять новые формы презентации проектов.

    Оценка проектной деятельности позволяет:

    - оценить уровень сформированности компетентностей в «естественной среде»;

    -зафиксировать индивидуальное продвижение ученика.

    -пополнить портфолио ученика .

    Теоретическая база опыта

         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

         Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

      Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. 

       В настоящее  время существует несколько научных направлений, в которых исследуются проблемы саморазвития личности в процессе обучения  (системы  П.Я. Гальперина,  В.В. Давыдова, Л.В. Занкова  и др.)   Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности.

        Еще  А.Дистервег,  К.Д.Ушинский, Д.И.Писарев и многие другие известные педагоги,  и психологи огромное значение придавали развитию деятельностных способностей детей. Они писали, что только при включении ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность можно развить эти способности, а не когда он пассивно усваивает новые знания.

      Технология деятельностного метода носит интегративный характер. В ней реализуются  неконфликтующие  между собой  идеи  как  из  новых концепций развивающего образования П.Я. Гальперина. Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, так и идеи из традиционного подхода к обучению.

    В основу моего педагогического опыта легли:

    Идеи и УМК системы Л.В.Занкова.

    Порядок значимости дидактических принципов и их значение для практики обучения выглядят следующим образом:

    - принцип осознания процесса учения;

    - принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых;

    - принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

    - принцип ведущей роли теоретических знаний;

    - принцип быстрого темпа изучения нового материала.

    А также:

            принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;  

            принцип деятельностного подхода к обучению, который предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий;

            принцип обоснованного ответа, который  предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими заданий;

            Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика..

    Идеи метода проектов Полат Е.С.

    Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового материала, метода проектов.

    Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

    Задачи проектной деятельности:

    - обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    -  умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    - умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

     формирование позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

    Характеристика проектного метода.

    Исследователи характеризуют метод проекта  как:

           Личностно – ориентированный;

           Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

           Развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;

           Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

           Воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;

           Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

           Здоровьесберегающий.

    3.Деятельностный  метод обучения

         Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

        Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

    Принципы организации проектной деятельности:

    - Проект должен быть посильным для выполнения;

    - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов   - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

    При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:

    -темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;

    -проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

    -длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий .

    Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

    Технология опыта

    Метод проектов как педагогическая технология не предполагает определённого способа действий, не исключает творческого подхода, но требует логического  подхода к построению  проектной деятельности.

    Работу  над проектом можно разбить на шесть этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

    определение руководителей проектов;

    поиск проблемы;

    выбор темы и её конкретизация;

    формирование проектной группы.

    ПОИСКОВЫЙ

    уточнение темы проекта, её конкретизация;

    определение и анализ проблемы;

    постановка цели проекта.

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ

    анализ имеющейся информации;

    поиск  новой необходимой информации;

    сбор и изучение информации;

    поиск оптимального способа достижения цели проекта

              (анализ решений), построение алгоритма деятельности;

    составление плана реализации проекта: планирование работ;

    анализ.

    ПРАКТИЧЕСКИЙ

    выполнение запланированных действий;

    текущий контроль качества;

    внесение (при необходимости) изменений - корректирование.

    ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

    подготовка презентационных материалов;

    презентация проекта;

    КОНТРОЛЬНЫЙ

    анализ результатов выполнения проекта;

    оценка качества выполнения проекта.

    Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

    •    необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

    •    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

    В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

    Формирование навыков проектной деятельности осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности (окружающий мир, литературное чтение, факультатив «Мультимедиа проект»).

    В рамках учебных занятий использую:

    •    проблемное введение в тему урока;

    •    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

    •    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

    •    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

    •    выдвижение идеи (мозговой штурм);

    •    постановку вопроса (поиск гипотезы);

    •    формулировку предположения (гипотезы);

    •    обоснованный выбор способа выполнения задания;

    •    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

    •    поиск дополнительной литературы;

    •    подготовку доклада (сообщения);

    •    самоанализ и самооценку, рефлексию;

    •    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

    Этапы технологии:

    1 этап  Подготовительный 1 класс

    диагностика интеллектуальных и коммуникативных навыков;

    создание предметно-развивающей среды;

    организация взаимодействия учащихся в парах, группе;

    отработка методов: диалог, проблемная ситуация.

    Первые проекты: книжки-малышки «Азбука», «Стихи о зиме», «Как растет лук?»

    Выполняются по желанию.

    2 этап Подготовительный  2 класс

    Обновление и пополнение предметно-развивающей среды;

    Работа в парах, группах;

    Отработка методов: сократический, мозговой штурм, диалог, проблемная ситуация.

    Проекты с помощью родителей: «Моя семья», «Подарок маме», «Морской уголок в классе».

    Выполняются по желанию.

    3 этап  Основной  3-4 класс

    Совершенствование интерактивных форм и методов работы с детьми;

    факультатив «Проекты на основе ИКТ»;

    итоговая диагностика.

    Мультимедийные проекты с помощью родителей и без помощи родителей: «Зачем нужны хвосты», «Всегда ли полезен спорт», «От гусеницы до бабочки», «Краб - удивительное существо », «Крупы».

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

    1.        Подготовка к проекту.

    2.        Планирование.

    3.        Исследование.

    4.       Выполнение.

    5.      Защита проекта.

         Оценка результатов и процесса.

    Результативность опыта

    Навык чтения

    Улучшились качественные показатели техники чтения (плавность, осознанность, безошибочность, выразительность).

                       

    2.Интеллектуальное развитие учащихся

    Вырос общий уровень умственного развития, особенно следует отметить высокий уровень сравнения и классификации.

    Диагностика уровня интеллектуального развития показала:

    высокий уровень – 83%;

    средний уровень –  17%.

    Результаты исследования мотивационной сферы детей таковы:

    высокая школьная мотивация – 67%;

    положительное отношение к школе – 33%.                    

                                     

    3. Воспитанность

          Проектная деятельность стала основой для формирования таких ценностей человека, как порядочность, доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Психологический климат в коллективе доброжелательный и комфортный для сотрудничества.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1.Коллективная работа по методу проектов позволила избавить участников от неприятного ощущения подконтрольности, создать чувство свободы, снять интеллектуальные страхи, способствовала возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решали коммуникативные задачи: учились высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

    2.Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус.  Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Научились сотрудничать.

    3.Дети от проекта к проекту осознают свое Я, осознают окружающий мир и место человека в этом мире.

    4.Ученики и учитель освоили компьютерные программы PowerPoint, Publisher, Windows Movie Maker и др.

    5.На протяжении нескольких лет мой класс становится победителем конкурса «Класс года». Ежегодно учащиеся моего класса выступают  на  школьной и районной конференции со своими иссследовательскими проектами.

    6. Ежегодно учащиеся моего класса выступают  на  школьной и районной конференциях со своими исследовательскими проектами.

                   

     Адресная направленность.

      Опыт  работы  может быть использован  педагогами любого  общеобразовательного учреждения  в  проведении  научно-исследовательских  работ,  во  внеклассной  работе.

           Данный опыт работы могут использовать преподаватели:

    склонные  к  исследовательской   деятельности,  способные «зажечь»  детей   их  же  проблемами,  увлечься самим;

    неудовлетворенные  традиционными  формами  работы,  отдающие  предпочтение  действовать творчески,  а  не  по шаблону,  умеющие  слушать  и  слышать  собственных  учеников,  сотрудничать  с  ними.                                             

                             

    Заключение.

    Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением» .

    Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами и технологиями? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками (или выпускниками) в условиях независимой экспертизы.

    Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение информационно-коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.  

    Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

    Умение пользоваться методом проектов, ИКТ – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества .

    Методическая копилка.

    Правила выбора темы проекта

    Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

    Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

    Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

    Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

    Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

    Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

    Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

    Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

    Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

    Специфика действий  учителя и учащегося при реализации проекта

    Ученик

    Учитель

    Определяет цель деятельности        

    Помогает определить цель деятельности

    Открывает новые знания или способы деятельности        

    Рекомендует источники получения информации

    Экспериментирует        

    Предлагает возможные формы работы

    Выбирает пути решения         

    Содействует прогнозированию результатов

    Активен        

    Создает условия для активности школьника

    Субъект деятельности        

    Партнёр ученика

    Несёт ответственность за свою деятельность        

    Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

    Критерии оценки результатов проектной деятельности

     Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в результате проектной деятельности продукте нашли воплощение исходные цели, принципы, требования к качеству, все ли задачи оказались решены.

    Соответствие контексту проектирования. Данный критерий необходим, чтобы соотнести проектный результат с природой той среды, того пространства, в которое он объективно «вписывается».

    Соответствие культурному аналогу. Результат, который планируется получить, как правило, изначально соотносится авторами проекта к какому-либо типу (виду, категории) аналогичных социальных  продуктов. Это могут быть бюллетень, газета, журнал, сборник, творческое задание и т. д. Мы предполагаем, что они будут соответствовать общепринятым требованиям, независимо от того, взрослые или учащиеся (студенты) являются авторами.

    Социальная (практическая, теоретическая) значимость. Этот критерий позволяет оценить степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования или переноса в другие условия.

    Гуманитарность. Критерий гуманитарности очень значим, поскольку направлен на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферу его распространения.

    Эстетичность. Оценка проектного продукта по этому критерию также представляется необходимой. В одном случае речь пойдет об оформлении. В другом – об изяществе теоретического решения проблемы.

    Удовлетворенность участием в проекте. Ее показателями служат субъективные ощущения участников, их желание продолжить опыт участия в проектах. Они могут быть выявлены на основе самооценки или проективных методик. В меньшей степени оценить результат по этому критерию помогают внешние впечатления «сторонних» наблюдателей.

    Степень освоения процедур проектирования. В данном случае речь идет о нормированных процедурах, выполнение которых обеспечивает прохождение всех необходимых этапов проектной деятельности, ведущих к получению продукта. Сюда входят умение найти и сформулировать проблему, овладение специфическим языком проектирования, способность провести диагностику, сформулировать цель, составить программу и план действий и т. д. Наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне (прирост личностных качеств, свойств, характеристик, позитивная динамика отношений). Подобные изменения могут планироваться на этапе целеполагания. Даже если акценты в проектной деятельности делаются на получении продукта, факт проявления каких-либо позитивных изменений в личностном плане служит показателем результативности. Показатели, соответствующие педагогическим критериям оценки  результата, выбираются и корректируются в зависимости от конкретного вида проектного продукта.

    Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта. Если проект удался, то возникают перспективы продолжения «творения будущего» и на уровне полученного продукта, и на уровне межличностных связей. Как правило, некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин. Творческий опыт совместной деятельности оценивается как наиболее значимое проектное приобретение. Если подобные эффекты наблюдаются, значит, проект достиг своей педагогической цели.

    Становление социального партнерства. Это чрезвычайно важный для системы проектирования критерий, производный от свойства проектной деятельности «ветвиться», создавать новые социальные связи по сетевому принципу. Возникновение таких связей, их расширение и укрепление свидетельствуют не только о социальной значимости проекта и его результатов, но и о способности участников устанавливать коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества, т. е. о проявлении определенных личностных характеристик. Природа проектной деятельности требует оценки не только конечного результата, но и результатов промежуточных процедур. В этом случае у педагогов и участников появляется возможность постоянно корректировать ход своих действий.

    Одной из форм осуществления промежуточного контроля и оценки ситуации проектирования может быть работа наблюдателей, аналитиков, экспертов с отчетами по каждому из этапов. Отчеты могут иметь формализованную либо свободную структуру. В любом случае их содержанием становится представление проделанных процедур (действий, акций) и полученных результатов конкретного этапа

    Гигиенические требования

    по использованию персональных компьютеров

    в начальной школе

        В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, |но и та, которая находится в эксплуатации.

    Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.

    Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

    Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

    Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .

    Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном  помещении.

    Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

    При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.

    Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.

    Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

    Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

    При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

    Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

    Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность  — 55-62%.

    Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

    Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.

    Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

    • оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;

    • с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

    Примерный комплекс упражнений для глаз:

    1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

          Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

    Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

    Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

    Литература:

    Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, № 7,  2000.

    Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

    Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

    «Основы проектной деятельности школьника» Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под редакцией профессора Е.Я. Когана.

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.

    Ступницкая М. Учимся работать над проектами //Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 13 – 36.

    Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 3-е изд. испр. —  М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.-368 с.

    Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы  образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.-102 с.

    Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК "Радуга в компьютере».  Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк:"Байтик", 2000.

    Дружинин, В. И. организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях./ В. И. Дружинин, Н. А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области – Курган, 2008.-85 с.

    Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

    Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2.-с. 96—101.

    Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа.- 2002г.-№ 12.-с. 35—39.

    Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.

    Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа.- 2004г.- № 11.-с. 87-92.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

    Павлова М.Б., Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Метод проектов в технологическом образовании школьников» - М.: Вентана - Графф, 2003;

    Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа.-№ 4.-с. 110—112.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа.-2002г. № 11.-с. 71—74.

    Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: «Аркти», 2003

    Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

    Автор:      Александрина Сорокина 6 лет

    Художник: Александрина Сорокина    

    Сказка

    Кошка и Лев

                      рис кошка на охоте.png                               

    2013

           Однажды чёрная кошка пошла гулять. Брела по тропинке и мечтала. И не заметила как очутилась в зоопарке .Перед ней стояла просторная и уютная клетка . Она зашла в неё , чтобы немного отдохнуть,  ведь путь  был очень дальний . Проснувшись , кошка сильно испугалась , ведь прямо перед ней лежал огромный  лев. 

    рис кто сильней.png

           Вид у льва был грозный и свирепый. Но по характеру оказался весёлый и добрый. Он не стал пугать кошку ,а просто решил перед ней похвастаться .                                   

           «У меня лапищи , а у тебя – лапки, у меня глазищи , а у тебя – глазки , у меня хвостище , а у тебя – хвостик . Я – лучший охотник ! А   как ты  собираешься охотиться?» -   с насмешкой говорил Лев.

           Мимо клетки пробежала мышка. Зарычал лев, замяукала кошка. Кинулся лев за мышкой , да прочные решетки клетки не пустили его на охоту. А кошка улыбнулась , мяукнула два раза и юркнула между решёткой клетки.

    рис кошка на охоте.png

           А вы поняли , кто лучший охотник ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

    В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

    Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

    Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

    Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

    Обобщение опыта работы по теме:"Пути совершенствования техники чтения младших школьников"

    Материал содержит методические рекомендации по совершенствованию техники чтения младших школьников....

    Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...