Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя  школа № 1»

Выступление

на РМО молодых специалистов

на тему 

«Разнообразные формы работы

 с родителями младших школьников»

(обобщение личного опыта)

Подготовила учитель

 начальных классов

Белая Ирина Игоревна

Тел. 89049144022

п. Ковернино

2014 – 2015 уч. год

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников». Данная тема актуальна не только в сфере образования, но и общества в целом, потому что семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому работу с родителями необходимо организовывать по возможности схожей с работой, которую проводишь с детьми, так как интересы практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы должно осуществляться по следующим направлениям:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602215/img1.gif

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

Подробнее рассмотрим некоторые формы работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

С первого дня работы с коллективом учащихся и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Во время собраний проводится работа по группам, круглые столы, дискуссии, игры, тренинги, приглашаются специалисты из различных областей, также проводятся родительские собрания – праздники с участием детей.

Первое родительское собрание является организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября (конце августа). На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

В конце года обязательно проводится итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также выступление учеников. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранятся работы в портфолио.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.

Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.