Главные вкладки

    Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»
    статья (1, 2, 3, 4 класс)

    Бобылева Ирина Игоревна

    Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Ковернинская средняя  школа № 1»

    Выступление

    на РМО молодых специалистов

    на тему 

    «Разнообразные формы работы

     с родителями младших школьников»

    (обобщение личного опыта)

    Подготовила учитель

     начальных классов

    Белая Ирина Игоревна

    Тел. 89049144022

    п. Ковернино

    2014 – 2015 уч. год

    Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
    В.А. Сухомлинский

    Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников». Данная тема актуальна не только в сфере образования, но и общества в целом, потому что семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

    Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому работу с родителями необходимо организовывать по возможности схожей с работой, которую проводишь с детьми, так как интересы практически одинаковы.

    Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы должно осуществляться по следующим направлениям:

    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602215/img1.gif

    Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

    Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

    Подробнее рассмотрим некоторые формы работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

    С первого дня работы с коллективом учащихся и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей.

    Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

    В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

    Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Во время собраний проводится работа по группам, круглые столы, дискуссии, игры, тренинги, приглашаются специалисты из различных областей, также проводятся родительские собрания – праздники с участием детей.

    Первое родительское собрание является организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября (конце августа). На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

    В конце года обязательно проводится итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также выступление учеников. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранятся работы в портфолио.

    Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

    Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.

    При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.

    Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

    Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

    Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

    Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.

    Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

    Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

    Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

    Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

    Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

    Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

    Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

    Обобщение опыта работы по теме:"Пути совершенствования техники чтения младших школьников"

    Материал содержит методические рекомендации по совершенствованию техники чтения младших школьников....

    Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

    Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

    Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...