Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
    статья на тему

    Пупынина Лариса Николаевна

    Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?

    1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:

    -нахождения проблемы;

    -выдвижения гипотезы;

    -постановки цели.

    2.    Познавательные УУД формируются на этапах:

    -подбора литературы по заданной теме;

    -работы с литературой;

    -посещения музея, выставок;

    -поиска материалов в Интернете;

    -фотографирования.

    3.    Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

    4.    Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.-2.docx22.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

             На сегодняшний день в нашей школе приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса  я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов  невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям.

    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной  деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.  Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.

      Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация  (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали.  Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

    Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Моя семья», «Хлеб - всему голова», «Вода – источник жизни»,  «Мир птиц», «Город моего детства», «Я – маленький гражданин России» и т.п.

    Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки».

     Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер:  «Почему нас ругают взрослые?», «Сладости. Вред или польза?», «Озеро Кашкадан», «Вред и польза компьютера»,  «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классе школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время.

    Этапы проведения исследования

    Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию бархатцев.

    1. Выбор темы исследования: проращивание семян бархатцев.
    2. Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
    3. Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
    4. Объект исследования: семена бархатцев.
    5. Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить цветы в домашних условиях.
    6. Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений,  фотографирование.
    7. План исследования (самостоятельная деятельность):

    -изучение информации о растениях;

    -изучение информации о почве;

    -изучение информации об условиях ухода;

    -замачивание семян;

    -посадка  семян в почву;

    -наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.

    1. Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
    2. Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией.
    3.  Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить цветы из семян в домашних условиях.
    4.  Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
    5.  Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными цветами? Определение темы для дальнейшего исследования.

    Развитие самооценки

    Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учитель учит дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.

    Результаты работы показывают,  что к 4 классу у учащихся произошло повышение уровня сформированности  УУД.

    Изменилось и отношение родителей к проектной деятельности

    Изменилось время подготовки к проекту. В 4классе мы продолжаем работать над проектами. Учащиеся уже научились работать в коллективе и в группе, находить информацию в книгах, газетах, журналах, словарях, в сети Интернет, выдвигать гипотезу, задавать вопросы.

    Поэтому главное  направление в 4классе - это работа над умением планировать и работать по плану, больше внимания уделялось формированию умения выступать перед аудиторией, строить монологические высказывания, умение владеть диалогической речью. 

    Ребята уже самостоятельно работают над предложенными проектами

    В 2016году мы отмечали 72 годовщину Победы в войне над фашизмом.

    Я предложила ребятам тему «Мы помним их имена»

    Цель работы:

    познакомиться с боевым прошлым родственников

    Задачи:

    собрать материал о родственниках участниках войны;

    рассказать о воинах ученикам класса;

    участвовать в конкурсе «Алые паруса».

    После завершения работы учащиеся  продемонстрировали результат и рассказали что узнали.

    Эта работа сплотила не только детей, но и родителей. Ведь родители были активными участниками проекта

    Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем.

    Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?

    1. Регулятивные УУД формируются на этапах:

    -нахождения проблемы;

    -выдвижения гипотезы;

    -постановки цели.

    1. Познавательные УУД формируются на этапах:

    -подбора литературы по заданной теме;

    -работы с литературой;

    -посещения музея, выставок;

    -поиска материалов в Интернете;

    -фотографирования.

    1. Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
    2. Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

    Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД.

    Все разработанные и составленные материалы вы сможете найти на моем сайте. «Социальный сайт работников образования»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

    Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

    Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников

    Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием. Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников». Известно, что дети – исследователи по своей...

    доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

    реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...

    Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».

    Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...

    «Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)

    Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....

    Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

    Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...