Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
методическая разработка (1 класс) на тему
Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Масловская Татьяна Андреевна
МБОУ лицей №2 г. Сургут
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
На сегодняшний день в нашем лицее приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям.
Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Вредные привычки», «Северные олени», «Вода – источник жизни», « Парки Сургута», «Почему исчезли динозавры?», «Мир бабочек», «Город моего детства», «Я – маленький гражданин России» и т.п.
Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки».
Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Выращивание кристаллов», «Почему нас ругают взрослые?», «Кока-кола. Вред или польза?», «Мыльные пузыри», «Вред и польза компьютера», «Жевательная резинка», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классе школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время.
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?
- Регулятивные УУД формируются на этапах:
- нахождения проблемы;
- выдвижения гипотезы;
- постановки цели.
- Познавательные УУД формируются на этапах:
- подбора литературы по заданной теме;
- работы с литературой;
- посещения музея, выставок;
- поиска материалов в Интернете;
- фотографирования.
- Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
- Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.
Этапы проведения исследования
Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию гороха.
- Выбор темы исследования: проращивание семян гороха.
- Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
- Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
- Объект исследования: семена гороха.
- Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить горох в домашних условиях.
- Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений, зарисовка в дневники, фотографирование.
- План исследования (самостоятельная деятельность):
- изучение информации о растениях;
- изучение информации о почве;
- изучение информации об условиях ухода;
- замачивание семян;
- наблюдение за появлением ростков с фиксацией изменений;
- посадка пророщенных семян в почву;
- наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.
- Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
- Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией, сочинением и т.д.
- Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить растение из семян в домашних условиях.
- Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
- Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Развитие самооценки
Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учитель учит дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352295-1385186369.jpg)
Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников
Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием. Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников». Известно, что дети – исследователи по своей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-544097-1417638251.jpg)
доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"
реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-45847-1386405691.jpg)
Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».
Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-910254-1578754869.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1. Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2. Позн...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1484878-1694874129.jpg)
Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»
В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...