Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Масловская Татьяна Андреевна

    Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Масловская Татьяна Андреевна

    МБОУ лицей №2 г. Сургут 

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

             На сегодняшний день в нашем лицее приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность. С 1-го класса  я учу ребят работать над проектами. При создании индивидуальных проектов  невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому обучаю не только первоклассников, но и даю консультации их родителям.

    Начинаем мы с коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используются на уроках окружающего мира, например: «Вредные привычки», «Северные олени», «Вода – источник жизни», « Парки Сургута», «Почему исчезли динозавры?», «Мир бабочек», «Город моего детства», «Я – маленький гражданин России» и т.п.

    Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в коллективе, ставить общие интересы выше личных. В совместной работе родились проекты «Осенний букет», «Лекарственные растения», «Планеты Солнечной системы», «Новогодние игрушки».

     Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Выращивание кристаллов», «Почему нас ругают взрослые?», «Кока-кола. Вред или польза?», «Мыльные пузыри», «Вред и польза компьютера», «Жевательная резинка», «Сохранение чистой воды на планете», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.п. Во 2-3-м классе школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в настоящее время.

    Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?

    1. Регулятивные УУД формируются на этапах:
    • нахождения проблемы;
    • выдвижения гипотезы;
    • постановки цели.
    1. Познавательные УУД формируются на этапах:
    • подбора литературы по заданной теме;
    • работы с литературой;
    • посещения музея, выставок;
    • поиска материалов в Интернете;
    • фотографирования.
    1. Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.
    2. Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

    Этапы проведения исследования

    Приведу пример этапов проведения исследовательской работы по выращиванию гороха.

    1. Выбор темы исследования: проращивание семян гороха.
    2. Цель исследования: наблюдение за развитием растения.
    3. Задачи исследования: приобретение семян, земли, горшков, фотографирование наблюдений, изучение соответствующей литературы.
    4. Объект исследования: семена гороха.
    5. Выдвижение гипотезы: при соблюдении определённых условий можно вырастить горох в домашних условиях.
    6. Методы исследования: изучение информации о растении, выбор семян, проращивание ростка, посадка в землю, наблюдение, запись наблюдений, зарисовка в дневники, фотографирование.
    7. План исследования (самостоятельная деятельность):
    • изучение информации о растениях;
    • изучение информации о почве;
    • изучение информации об условиях ухода;
    • замачивание семян;
    • наблюдение за появлением ростков с фиксацией изменений;
    • посадка пророщенных семян в почву;
    • наблюдение за ростом растений с фиксацией изменений.
    1. Результаты исследования: оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя или родителя в оформлении работы.
    2. Представление и защита проекта: выступление школьника с дневником наблюдения, докладом, презентацией, сочинением и т.д.
    3.  Вывод: при создании необходимых условий можно вырастить растение из семян в домашних условиях.
    4.  Оценка исследовательской деятельности: учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
    5.  Определение перспективы работы: что дальше делать с выращенными растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

    Развитие самооценки

    Говоря о личностных универсальных действиях, нельзя не сказать о развитии самооценки младшего школьника. Если в учебной деятельности учитель учит дифференцированной самооценке, позволяющей ученику сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, то не менее важна роль учителя: научить школьника адекватно оценивать как свои, так и чужие поступки. В работе по формированию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий младших школьников учителю помогают современные образовательные технологии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников

    Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием. Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников». Известно, что дети – исследователи по своей...

    доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

    реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...

    Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

    Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».

    Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образов...

    Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

    Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...

    Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

    Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...

    Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

    Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....