Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников
статья (3 класс) на тему

Нагорнова Елена Алексеевна

Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием.

 

Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников».

 

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача учителя – не погасить потребность ребенка в познании. Использование проектного метода обучения помогает решить эту непростую задачу.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся:

·         развитие познавательных интересов обучающихся,

·         умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

·         развивать критическое мышление.

Основной тезис:

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Актуальность

v  7-10 лет благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.

v   Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

v  Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

v  Необходимость развития у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

 

Цель работы над проектами в начальной школе:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1.   Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.   Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

—  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

—  способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

—  формирование социально адекватных способов поведения.

3.   Формирование способности к организации деятельности:

—  воспитание целеустремленности и настойчивости;

—  формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

—  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

—  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.   Формирование умения решать творческие задачи.

5.   Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

 

 

Требования к проектной деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения вида продукта и формы презентации).

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Классификация проектов.

По целям и задачам:

- исследовательский

- информационный

- практико-ориентированный

- творческий

              По содержанию:

- монопредметные

- межпредметные

              По формам организации:

- индивидуальные

- групповые

               По продолжительности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный

 

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

          Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

 

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Выбор подтем (областей знания).
  • Сбор информации.
  • Выбор проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

 

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. На этапе погружения в проект существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы над проектом педагог выступает, как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует;

- мотивирует;

- помогает;

- наблюдает.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

 

Особенности осуществления проекта в начальной школе.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов).

 

Виды презентаций проектов:

Ò  Доклад

Ò  Слайд-шоу

Ò  Концерт

Ò  Стендовая презентация

Ò  Игра

Ò  Видеофильм

Ò  Реклама

Ò  Заочная экскурсия

Ò  Спектакль

Ò  Театрализованное представление

Ò  Газета

 

Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.

 

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Эффективность используемых в начальной школе образовательных технологий будет определяться тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc54 КБ
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием.

Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников».

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача учителя – не погасить потребность ребенка в познании. Использование проектного метода обучения помогает решить эту непростую задачу.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
  • развивать критическое мышление.

Основной тезис: 

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Актуальность

  • 7-10 лет благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.
  •  Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
  • Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
  • Необходимость развития у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Цель работы над проектами в начальной школе:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности:
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Требования к проектной деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения вида продукта и формы презентации).

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Классификация проектов.

По целям и задачам:

- исследовательский

- информационный

- практико-ориентированный

- творческий

              По содержанию:

- монопредметные

- межпредметные

              По формам организации:

- индивидуальные

- групповые

               По продолжительности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

          Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Выбор подтем (областей знания).
  • Сбор информации.
  • Выбор проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. На этапе погружения в проект существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы над проектом педагог выступает, как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует;

- мотивирует;

- помогает;

- наблюдает.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Особенности осуществления проекта в начальной школе.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов).

Виды презентаций проектов:

  • Доклад
  • Слайд-шоу
  • Концерт
  • Стендовая презентация
  • Игра
  • Видеофильм
  • Реклама
  • Заочная экскурсия
  • Спектакль
  • Театрализованное представление
  • Газета

Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Эффективность используемых в начальной школе образовательных технологий будет определяться тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.



Предварительный просмотр:

Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием.

Тема «Проектная деятельность как условие формирования УУД младших школьников».

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача учителя – не погасить потребность ребенка в познании. Использование проектного метода обучения помогает решить эту непростую задачу.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся:

  • развитие познавательных интересов обучающихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,
  • развивать критическое мышление.

Основной тезис: 

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Актуальность

  • 7-10 лет благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.
  •  Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
  • Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
  • Необходимость развития у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Цель работы над проектами в начальной школе:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование социально адекватных способов поведения.
  1. Формирование способности к организации деятельности:
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Требования к проектной деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения вида продукта и формы презентации).

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Классификация проектов.

По целям и задачам:

- исследовательский

- информационный

- практико-ориентированный

- творческий

              По содержанию:

- монопредметные

- межпредметные

              По формам организации:

- индивидуальные

- групповые

               По продолжительности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

          Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.
  • Выбор подтем (областей знания).
  • Сбор информации.
  • Выбор проектов.
  • Работа над проектами.
  • Презентация проектов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. На этапе погружения в проект существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы над проектом педагог выступает, как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует;

- мотивирует;

- помогает;

- наблюдает.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Особенности осуществления проекта в начальной школе.

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно- внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов).

Виды презентаций проектов:

  • Доклад
  • Слайд-шоу
  • Концерт
  • Стендовая презентация
  • Игра
  • Видеофильм
  • Реклама
  • Заочная экскурсия
  • Спектакль
  • Театрализованное представление
  • Газета

Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.

Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматриваются в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.

Эффективность используемых в начальной школе образовательных технологий будет определяться тем, насколько они могут способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.

В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....

Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...