Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.
статья на тему

Чеглакова Татьяна Валерьевна

В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.

Татьяна Валерьевна Чеглакова,

учитель начальных классов МОУ СОШ №3

г. Ялуторовск Тюменская область, 2012 год

  В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия  для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.

  Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Цель организации проектно-исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления; творческих способностей; кругозора, устной и письменной речи; обогащение и систематизирование информации, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени. Проектная деятельность будет в любом случае носить поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путём. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия.

  Самым начальным этапом работы учащихся является  выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без участия учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает, систематизирует и оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации защиты могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада и другие. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы: изучение теоретических источников; наблюдение, поисковый метод, описательный, анкетирование, интервьюирование.

  В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир.

  Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым, закладываются основы демократических начал в воспитании личности. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель. Она является исключительным по своей эффективности средствами развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности. Проект на уроке технологии – это всегда решение конструкторской задачи. Подобная задача по своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Следовательно, проект в учебном процессе целесообразно рассматривать как частный случай проблемного обучения. «Ядром» проектной деятельности является именно стадия мыслительного решения поставленной задачи.

  В 3 классе на уроке « Литературное чтение» (УМК «Начальная школа 21 века») учащиеся познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «Лебеди». У них это произведение оставило незабываемые впечатления. Ребята искренне переживали за судьбу молодого лебедя, даже сами придумали другое  окончание этого грустного рассказа. Вскоре состоялась экскурсия в местный мини-зоопарк. Там произошла встреча с живым лебедем. Ученики восхищались красотой и грацией этой гордой птицы и невольно сравнивали её с  литературным героем. Но в этот раз у лебедя появилась подруга. Как рады были ребята! Ведь они всем сердцем желали счастливого финала этой истории. Под впечатлениями от увиденного возникла идея создать проект из бумаги на уроке технологии. Выполняя задания, связанные с собственно конструированием, ученики полностью самостоятельно разработали изделие. При этом они изначально сами определили все особенности устройства и внешнего оформления. Считается, что это самый сложный вид конструкторских заданий. Учащиеся разбились на группы. Опираясь на свои умения работать с бумагой, использовали приём складывания «гармошкой». Получились прекрасные изделия в виде объёмной аппликации. Затем проходила защита проектов. Одна группа придумала свой рассказ о лебеде, вторая – решила углубить свои знания об этих птицах и нашла информацию в других источниках, а третья группа подобрала и выучила стихи, загадки о лебедях. Занимаясь с детьми в кружке «Волшебный мир оригами» были выполнены проекты « Морское дно», « В гостях у сказки», «Рябиновая сказка», « Летний луг», «Здравствуй, гостья-зима» и другие. Учащиеся неоднократно принимали участие в городских конференциях «Первого доклада», «На пути к открытиям» и становились победителями и призёрами. Но этому предшествовала большая и сложная работа.

 В приобщении детей к проектно-исследовательской деятельности педагоги нацелены не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.