Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов
опыты и эксперименты на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивается. 

Наше общеобразовательное учреждение  принимает детей мигрантов четыре учебных года. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. Поэтому мы выделяем этих детей в особую (уязвимую) категорию учащихся.

Обеспечивая выполнение требований ФГОС и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортную и доброжелательную среду,  способствующую социальной адаптации детей мигрантов и их успешному школьному обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на августовской педагогической конференции в г.Сургуте

Дискуссионная площадка «Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» 27.08.2012 г.

Развитие языковой и речевой компетентности

для успешной социальной адаптации детей мигрантов

(Полынцева И.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4)

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивается.

Слайд 2 (количество детей мигрантов в 1-4 классах за последние три года).           

Наше общеобразовательное учреждение  принимает детей мигрантов четыре учебных года. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. Поэтому мы выделяем этих детей в особую (уязвимую) категорию учащихся.

Обеспечивая выполнение требований ФГОС и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортную и доброжелательную среду,  способствующую социальной адаптации детей мигрантов и их успешному школьному обучению.

Слайд 3 (направления работы с детьми мигрантов и их родителями).

Направления работы:

-учебное направление (индивидуальная работа на уроках, дополнительные групповые занятия по развитию речи,  занятия с логопедом, предшкольная подготовка);

-внеурочное направление (индивидуальные и групповые занятия с психологом, социальным педагогом, внеклассные мероприятия);

-работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации учителей и школьных специалистов, тематические собрания, совместные внеклассные мероприятия, открытые уроки).

Наше образовательное учреждение открыто: мы представляли свой опыт работы с детьми мигрантов на городских семинарах, круглых столах, размещали материалы в СМИ,  на педагогических сайтах Интернет.

Слайд 4 (направления диагностики речевого аспекта детей мигрантов).

Разрешите более подробно представить наш  опыт работы по развитию устной русской речи детей мигрантов, обучающихся в 1 классе.

Большинство детей иностранных граждан не владеют (или плохо владеют) русским языком. Первое, что необходимо этим детям для преодоления их социальной исключённости,  для полноценной интеграции в общество, - научиться понимать и говорить по-русски.

Все дети мигрантов, поступившие в 1 класс, проходят процедуру определения уровня владения русской речью.  Для этого мы разработали (на основе изученной литературы) диагностику речевого аспекта детей иностранных граждан. Направления диагностики на слайде.

Направления обследования устной речи:

  • словарь: предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь; словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными  пространственные признаки;
  • грамматический строй речи: проверка умений образовывать существительные множественного числа; образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в речи;
  • связная речь: проверка умений определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; давать описание предмета;
  • навыки чтения: проверка знаний букв русского алфавита и навыков чтения.

Первичная диагностика проводится в сентябре и с каждым учеником индивидуально.

Слайд 5 (цель занятий по развитию устной речи).

Цель  занятий по развитию устной речи  детей мигрантов - обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим  занятиям по программе российской школы, практическое владение русской речью для общения и выражения мысли.

На основе полученных результатов составляется программа занятий по развитию устной речи.

        

Разделы программы и их краткое содержание представлены на следующем слайде.

Слайд 6 (разделы программы по развитию речи).

Разделы программы:

Словарь (пополнение русского словаря детей мигрантов словами, обозначающими предметы, действия предметов, признаки предметов).

Речевой слух (развитие умений различать звуки русской речи, правильно их называть, давать звукам краткую характеристику).

Грамматическое построение речи  (развитие умений правильно ставить в словах ударение, образовывать формы множественного числа слов, обозначающих предметы, правильно использовать в русской речи предлоги).

Связная речь (знакомство с русскими народными сказками, развитие навыков пересказа сказок, обучение формам приветствия, знакомства, благодарности, просьбы).

Программа занятий по развитию устной речи в 1 классе имеет практическую направленность на культурно-языковую адаптацию детей мигрантов и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей. Учебный материал изучается в течение семи месяцев и распределён по темам, которые имеют свои методические и образовательные задачи. Коммуникативная направленность дополнительных занятий с детьми мигрантов обуславливается  введением через речевые модели новой лексики и новых грамматических явлений. Для этого используются различные виды заданий и развивающих упражнений.

Слайд 7 (результаты работы по развитию устной русской речи). На слайде диаграммы.

В конце учебного года также проводится диагностика языковой и речевой компетентности детей мигрантов. Результаты этой диагностики и определяют динамику  речевого развития и оценку эффективности проведения занятий по развитию устной русской речи. На диаграммах хорошо прослеживается положительная динамика речевого развития детей иностранных граждан.

Представленной диагностикой и программой занятий по развитию речи пользуемся три года. Анализ всех показателей позволяет говорить  об успешной языковой адаптации детей мигрантов к концу обучения в 1-м классе.

 Слайд 8 

С какими проблемами сталкиваются педагоги нашей школы в работе с детьми мигрантов?

  • Незнание или плохое владение русским языком.
  • Частая смена места жительства, низкое материальное положение семей иностранных граждан.
  • Несвоевременное начало обучения в школе.
  • Неготовность детей мигрантов к обучению в 1 классе.
  • Несоответствие уровня владения предметным содержанием школьных дисциплин и оценок в личном деле учащихся, приезжающих из ближнего зарубежья.
  • Отсутствие специальной методической литературы для педагогов, работающих с детьми мигрантов и их родителями.

Одной из причин низкого показателя качественной успеваемости наших учащихся является достаточно большое количество обучающихся мигрантов (только 23% детей этой категории обучаются на «4» и «5», данные по начальным классам).

Дети мигрантов – особая категория учащихся, требующая специального подхода в обучении и воспитании.

Слайд 9 .

Предложения:

  1. Организовать диссеминацию опыта работы с детьми мигрантов и их родителями образовательных учреждений, принимающих эту категорию учащихся.
  2. Организовать взаимодействие Сургутского государственного педагогического университета и образовательных учреждений города, принимающих детей мигрантов, для оказания методической помощи педагогам.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полынцева И.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №4 27.08.2012г., город Сургут

Слайд 3

- учебное направление (индивидуальная работа на уроках, дополнительные групповые занятия по развитию речи, занятия с логопедом, предшкольная подготовка); - внеурочное направление (индивидуальные и групповые занятия с психологом, социальным педагогом, внеклассные мероприятия); - работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации учителей и школьных специалистов, тематические собрания, совместные внеклассные мероприятия, открытые уроки.

Слайд 4

словарь (предметный словарь, глагольный словарь, словарь признаков, антонимы) ; грамматический строй речи (образование существительных множественного числа, образование существительных множественного числа в Р.п., образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, согласование числительных с существительными , употребление предлогов в речи) ; связная речь ( определение и выдерживание последовательности повествовательных высказываний, описание предмета) ; навыки чтения (проверка знаний букв русского алфавита и навыков чтения).

Слайд 5

обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе российской школы, практическое владение русской речью для общения и выражения мысли.

Слайд 6

Словарь (пополнение русского словаря детей мигрантов словами, обозначающими предметы, действия предметов, признаки предметов). Речевой слух (развитие умений различать звуки русской речи, правильно их называть, давать звукам краткую характеристику). Грамматическое построение речи (развитие умений правильно ставить в словах ударение, образовывать формы множественного числа слов, обозначающих предметы, правильно использовать в русской речи предлоги). Связная речь (знакомство с народными сказками, развитие навыков пересказа сказок, обучение формам приветствия, знакомства, благодарности, просьбы).

Слайд 8

Незнание или плохое владение русским языком. Частая смена места жительства, низкое материальное положение семей иностранных граждан. Несвоевременное начало обучения в школе. Неготовность детей мигрантов к обучению в 1 классе. Несоответствие уровня владения предметным содержанием школьных дисциплин и оценок в личном деле учащихся, приезжающих из ближнего зарубежья. Отсутствие специальной методической литературы для педагогов, работающих с детьми мигрантов и их родителями.

Слайд 9

Организовать диссеминацию опыта работы с детьми мигрантов и их родителями образовательных учреждений, принимающих эту категорию учащихся. Организовать взаимодействие Сургутского государственного педагогического университета и образовательных учреждений города, принимающих детей мигрантов, для оказания методической помощи педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

Речевая реабилитация, как средство успешной социальной интеграции детей с ОВЗ.

Успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, а также создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает необходимыми навыками...

Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов

  Перед  каждым учителем  стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...

«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»

Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...

Социокультурная и коммуникативная адаптация детей мигрантов и их семей в группе продленного дня

Жизнь современного общества немыслима без миграции населения. Количество мигрантов в наш век неуклонно растёт. В школах Российской Федерации появляется всё больше и больше детей мигрантов с очень...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год...