Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Васюкова Ирина Викторовна

На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные устои и, конечно же, свою культуру. Такая проблема существует и в нашей школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Чипляевская основная общеобразовательная школа»

     

     

Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы

Автор-составитель:                                    

   Васюкова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

     

Пояснительная записка

Миграционные процессы характеризуются изменением ситуации в школьном образовании. Это связано с увеличивающимся потоком мигрантов, для которых русский язык не является родным.

Всех учащихся мигрантов можно разделить на две группы:

учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке

учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся-инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне

Основная трудность для детей из семей мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:

  • социальными (отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.), 
  • бытовыми, 
  • материальными, 
  • психолого-педагогическими и др. 

Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых, и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др. 

На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир по-другому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные устои и, конечно же, свою культуру. Такая проблема существует и в нашей школе.

Проведенный анализ национального состава учащихся МКОУ «Чипляевская ООШ» Калужской области показал, что почти половина состава 15 из 38 обучающихся, 40%)  дети - нерусской национальности, переселенцы из Таджикистана.  В некоторых классах их количество достигает 60% и 80%, из них половина слабо владеет русским языком.

На основании        вышеизложенного возникла        необходимость создания программы социальной адаптации детей мигрантов в условиях малокомплектной школы.  

Цель данной программы: Обеспечение  комплексного подхода через учебную и воспитательную деятельность школы к формированию у обучающихся социальных и культурных компетенций, необходимых для успешной адаптации к жизни в России и Калужской области.

Основные задачи программы:

-  Создание в школе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.

- Содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их во внеурочную деятельность.

- Содействие как можно более раннему включению в образовательный процесс детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком(с детского сада).

- Привлечение внимания учителей-предметников и классных руководителей к освоению предметной терминологии детьми, для которых русский язык не является родным. Помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков.

Дети- мигранты не всегда готовы к восприятию иной культуры, а новый социум и школа не в полной мере готовы обеспечить соответствующую психолого- педагогическую поддержку им в адаптации к этому социуму. Это, в свою очередь, может порождать напряжение в школе и окружающей социальной среде. В этом случае, нужны специальные программы, направленные на создание таких условий в школе, которые бы обеспечивали полноценную адаптацию детей-мигрантов.

Программа реализуется по следующим направлениям:

1.        Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.

2.        Овладение        особенностями        межличностного        взаимодействия        со сверстниками, с педагогами.

3.        Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.

4.        Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.

Программа предусматривает помощь в социальной адаптации детей- мигрантов, и педагогическую, и психологическую поддержку родителей детей-мигрантов, организацию мероприятий, способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.

Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666);

- Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам всех уровней на период до 2025 года.

– Конституции Российской Федерации;

– Конвенции о правах ребёнка;

- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан»)

– Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации»;

–  Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) «О государственном языке Российской Федерации»;

Особенностью данной Программы является комплексный и дифференцированный подход к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму, но и развивать творческие способности.

Практическая значимость планируемой работы и ожидаемые результаты

Программа нацелена научить детей понимать и уважать друг друга, ,независимо от национальности, научить уважать культуру своего народа и культуры других народов,  научить понимать, что в культурах разных народов есть различия, но и есть много общего.

        При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в

развитии ребенка:

  • преодоление затруднений в усвоении образовательной программы;
  • адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
  • личностные проблемы развития;
  • сохранение жизни и здоровья;
  • расширение пространства досуга.

Ожидаемые результаты

Показателем результата работы является то, что у обучающихся в меньшей степени проявляются отклонения в поведении и обучении. Педагоги и родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки позволят эффективно общаться и справляться с возникающими проблемами.

Показателями эффективности  программы можно считать следующие цифры, которые подтверждают повышение уровня освоения русского языка. До начала реализации программы низкий уровень показывали 15 детей -инофонов  В ходе  комплексной работы детей с низким уровнем развития речи осталось 7, остальные дети перешли на высокий уровень (2 детей) и средний уровень (6 детей). С 2019 года дети с неродным языком прекрасно социализируются в русско-говорящей среде, свободно, активно и адекватно используют полученные языковые знания и навыки в дальнейшей учебной деятельности при переходе со ступени на ступень, активно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях.

Но самым большим достижением считаем то, что имея многонациональный  разновозрастной состав учащихся, мы не имеем межнациональных конфликтов и разногласий. Конечно, это не просто.

Технологии, реализуемые в программе: здоровьесберегающая, игровая, технология интегрированного обучения, технология сотрудничества.

Сроки реализации программы: реализуется с 2019 по настоящее время в 2023 году, преимущественно во внеурочное время.

Объем программы (количество часов):  34 часа в год.

Категория участников практики: несовершеннолетние иностранные граждане обучающиеся в школе.

Система мероприятий направленных на реализацию программы по адаптации детей мигрантов.

Направления

деятельности

Формы работы

Ответственные

Диагностическое

Анкета учащегося для

формирования банка данных

Классные

руководители

Социологический опрос о

микроклимате в школе и в семье

Классные

руководители

Социометрия по Дж.

Морено

Педагог-психолог

Диагностика тревожности:

4-11 классы – по Филлипсу

Педагог-психолог

Диагностика уровня

школьной мотивации:

4-11 классы – по Карповой

Педагог-психолог

Консультационное

Групповая консультация для

родителей детей мигрантов

Педагог-психолог

Классные

руководители

Индивидуальные

консультации для педагогов (по запросу)

Педагог-психолог

Соц. педагог

Индивидуальные

консультации для родителей (по запросу)

Педагог-психолог

Соц. педагог

Индивидуальные

консультации для обучающихся (по запросу)

Педагог-психолог

Соц. педагог

Просветительское

Родительское собрание

«Организация учебно – воспитательного процесса»

Классные

руководители

Педагог-психолог

Родительское собрание

«Роль родителей в воспитании толерантного человека»

Групповые занятия для

детей мигрантов

«Поведение и культура»

Педагог-психолог

Коррекционно-

развивающее

Коррекционные занятия на

снижение тревожности и повышение уровня самооценки

Педагог-психолог

Индивидуальные беседы с

учащимися по разрешению возникающих конфликтных ситуаций

Педагог-психолог

Посещение обучающихся

по месту жительства (по запросу)

Классные

руководители

Профилактическое

Составление карты

безопасного маршрута от дома до школы и обратно.

Классные

руководители

Родительское собрание

«Организация свободного времени детей, как профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Классные

руководители

Организация работы с детьми инофонами

в МКОУ «Чипляевская ООШ»

  • В школе используется  интеграция межкультурного образовательного контента (в небольшом объеме) в преподаваемые в школе дисциплины – как гуманитарного, так и других циклов.
  • Организуются  дополнительные занятия по русскому языку для детей, слабо им владеющих.
  • Содействуем  как можно более раннему включению в образовательный процесс детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком(с детского сада).

1)очень много играем. Рисуем, лепим, крутим что-нибудь  в руках   -  и говорим по-русски. Без этого говорения игра не играется –  вот главное!

2) Смотрим мультфильмы: и русские, и киргизские,и узбекские,  и таджикские, и армянские -  что особенно смешно, ведь учитель не понимает ничего.

3) Громко и правильно читаем «Айболита», «Тараканище» и другую классику пятилетних, послушав сперва эти стихи в классическом и авторском исполнении. Так учимся читать.

4) А еще –  ОНИ УЧАТ УЧИТЕЛЯ и ОДНОКЛАССНИКОВ   узбекскому языку: весело, трудно, полезно.

  • Привлекаем  внимание учителей-предметников и учителеля  русского языка к освоению предметной терминологии детьми, для которых русский язык не является родным.
  • Обеспечиваем  комплексный подхода через учебную и воспитательную деятельность школы к формированию у обучающихся социальных и культурных компетенций, необходимых для успешной адаптации к жизни в России и Калужской области.
  • Уделяем внимание к взаимодействию с родителями обучающихся. 

Часто проводим совместные мероприятия(конкурсы) для детей и родителей: праздник Пап, праздник Мам, 23 февраля, 8 Марта и другие. Знакомимся с традициями и национальной кухней детей- мигрантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...

«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы».

Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. В последнее время это понятие распространилось на более поздние этапы в жизни...

Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов

  Перед  каждым учителем  стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...

«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»

Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...

Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе

Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская шк...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....