Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
материал

Волобоева Наталья Юрьевна

Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская школа столкнулась с вопросом о путях интеграции детей мигрантов в российское образовательное пространство. В статье рассматриваются особенности адаптации детей мигрантов, особенности построения системы отношений со сверстниками, а также специфические проблемы. Рассматривается вопрос о путях адаптации детей для обеспечения необходимого минимума образования с целью создания равных стартовых образовательных возможностей в дальнейшем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе

В начале 1930-х Александр Романович Лурия отправился с психологическими экспедициями в Среднюю Азию, для проверки своей гипотезы относительно роли социальной среды путем изучения психологии людей, живущих в районах Советского Союза. В районы где еще не коснулись процессы модернизации, где условия жизни отличаются примитивностью, от условий жизни в Москве и Ленинграде, где женщины все еще жили как затворницы на «женской половине». Этим женщинам не разрешалось говорить с мужчинами, а потому их опрос проводился женщинами, входящими в состав экспедиции Лурии. Мужчины-мусульмане были более свободны, но и они были полностью безграмотны. Именно туда и направился Лурия с коллегами, желая осуществить свои честолюбивые замыслы. Заметим, что результаты этих исследований до сих пор не опубликованы полностью.

В наши дни город Санкт-Петербург стал для мигрантов одним из самых привлекательных городов. Многие мигранты приехавшие со своими семьями, сталкиваются со сложностями при оформлении документов, приеме детей в дошкольные учреждения и школы, с несовершенством законодательства. Также мигранты сталкиваются со специфическими проблемами, связанными с отсутствием местных социальных связей, а зачастую также и с незнанием местных культурно-социальных норм. Многие испытывают на себе дискриминацию и ненависть населения, неприязнь нового окружения. Эти и другие проблемы осложняют интеграцию и адаптацию мигрантов в местное сообщество. Нередко дети становятся косвенными жертвами сильнейших эмоциональных травм, полученных их родителями. Травматические факторы лишают детей безопасного, стабильного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, искажая становление и формирование личности. Пережитый отрицательный опыт влияет на когнитивные процессы, на особенности поведения, межличностные отношения и на мировоззрение в целом. Специалисты отмечают сильные изменения личности в видении себя, своего будущего уже у младших школьников-мигрантов.

 В выводах исследований отечественных учёных (Г.У. Солдатовой, В.К. Калиненко, Л.А. Шайгеровой и др.), выделены наиболее часто возникающие проблемы у детей из семей мигрантов. Это нарушение когнитивных процессов, функциональные расстройства и невротические реакции, поведенческие и эмоциональные нарушения, расстройства идентичности, проблемы общения.

Первым препятствием для интеграции мигрантов в принимающее сообщество является языковой барьер. Касательно знания русского языка мигранты являются весьма неоднородны. Вот как говорит об этом учитель начальных классов школы:

«Нужно различать разницу понятий: не русскоязычный ученик и ученик-мигрант.  Так, как есть дети, которые имеют гражданство, но по-русски не говорят или говорят очень плохо. И есть дети, которые не имеют гражданства, но давно здесь живут, прекрасно здесь адаптировались, и замечательно говорят по-русски. К примеру, у нас приехал мальчик, поступил в 4-ый класс, но предыдущие 3 года обучался в Таджикистане и, соответственно, обучение велось на таджикском языке. Он гражданин России, и всю жизнь прожил в России, по-русски он говорит, но сложности с языком у него большие. Или возьмите Дагестан, который тоже относится к территории России. Приезжают дети, у них серьезные сложности с русским языком». (Из интервью с экспертом)

Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги: Дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. Причиной неприятных недоразумений при взаимодействии детей разных национальностей становятся культурно обусловленные различия в нормах отношений, в способах невербальной коммуникации, ценностях, стандартах и ритуалах поведения. Навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу дети мигрантов, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Например, приезжие дети могут оскорбиться на выражения и слова, которые не являются таковыми в местной детской культуре.

У взрослых мигрантов уровень владения языком зависит от: из какой страны они приехали, образования; сельского происхождения или городского;  времени проживания в России. Для детей из не русскоязычных семей уровень владения русским языком во первых, зависит от возраста переезда, во вторых от того, ходили ли дети в детский сад. По утверждению экспертов, работающих с детьми, то есть сотрудников школ, главнейшая роль в адаптации и, в особенности, в освоении языка принадлежит детскому саду.

«Если ребенок отходил 3-4 года в дошкольное учреждение, с языком не будет никаких проблем», «В нашей школе большой процент детей мигрантов, которые посещали детские сады. В этом случае в школу они приходят, уже адаптированы», «Мы рекомендуем, если ребенок незнающий русского языка идет в первый класс, сначала ему желательно, один год побыть в дошкольном учреждении». (Из интервью с экспертом)

Чем позже ребенок приезжает в Россию, тем труднее ему учить язык. В лучшем положении оказываются те дети, которые у себя, на родине ходили в «русские» школы или изучали русский язык как иностранный, а также те, в семьях, которых  родители, сестры или братья знают русский.

Особенности построения системы отношений со сверстниками в школе является важнейшим элементом адаптации детей мигрантов к новому обществу.  При этом принадлежность ребенка к этническому большинству или меньшинству играет существенную роль. Исходя из данных интервью с классными руководителями и школьным психологом, можно сказать, что дети из семей этнического большинства дружат как с иноэтничными школьниками, так и между собой. Число иноэтничных друзей у местных учеников зависит от колличества иноэтничных детей, обучающихся в школе. Например, когда в классе учится 20% иноэтничных детей, то каждый пятый в списке друзей местного одноклассника будет принадлежать к этническому меньшинству.

Иноэтничные дети, скорее, стремятся дружить с другими детьми мигрантов. При этом, как правило, не образуются моноэтнические коалиции. Дети выбирают себе друзей с трудностями в изучении языка, с похожим жизненным опытом, в который входит недавний переезд, и так далее. И даже если определенные этнические группы находятся в политически либо исторически сложных отношениях на родине, при переезде в Петербург эти различия для детей становятся вторичны.

Занятием, которое объединяет детей всех национальностей, судя по интервью является командный спорт. Посещение спортивных секций, занятия борьбой, а чаще всего футбол во дворе или на школьной площадке, становятся важным ресурсом адаптации детей мигрантов. Спорт это тот вид деятельности, в котором их знание (или незнание) русского языка, их оценки, их внешность не имеют значения, поэтому детям, которые переехали недавно, спорт очень важен. Многие дети-мигранты считают основным занятием после школы и способом проведения времени с друзьями.

Практика работы воспитательно-образовательных учреждений показывает, что возможно и необходимо обучать детей взаимодействию и сотрудничеству. Это является лучшим способом избежать формирования и закрепления негативных стереотипов, в том числе этнических.

Многие исследователи считают, что социализация ребёнка из семьи мигрантов представляет собой процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребёнка культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитания уважения, доброжелательности и такта во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. При этом социальная адаптация заключается не только приспособлением к новой социальной среде, а предполагает педагогическую поддержку и помощь детям в творческой самореализации. Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на позитивную идентичность ребёнка со своим этносом (Б. Мунхзаяа, Я.Э. Галоян, А.В. Можейко, М.Ю. Сапрыкина и др.).

Краткий вывод.

Школа и семья являются главнейшим институтом первичной социализации. Именно там в общении с учителями и сверстниками дети из семей мигрантов приобретают жизненные навыки, осваивают нормы поведения, пространство культуры. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребёнка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребёнка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников. Таким образом, важно, чтобы педагогическое сопровождение процесса социализации должно ориентироваться на индивидуальные особенности ребёнка, воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна быть ориентирована на приобретение ими положительного опыта эмоционально-нравственных переживаний посредством создания ситуаций успеха. Кроме того, взаимодействие родителей и педагогов должно быть направлено на развитии у детей из семей мигрантов умения и стремления познать особенности новой среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, активность в разрешении собственных проблем, в актуализации своей роли и значимости в системе межличностных отношений со сверстниками. Такой подход обеспечит эффективность создания у детей положительной основы для проявления доброжелательного отношения друг к другу, установления взаимопонимания в совместной деятельности и общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...

Организация урочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов

  Перед  каждым учителем  стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом...

«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»

Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...

Социокультурная и коммуникативная адаптация детей мигрантов и их семей в группе продленного дня

Жизнь современного общества немыслима без миграции населения. Количество мигрантов в наш век неуклонно растёт. В школах Российской Федерации появляется всё больше и больше детей мигрантов с очень...

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год

отчет о работе Центра культурно-языковой адаптации детей - мигрантов за 2020-2021 год...

Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020

Отчет деятельности Центра культурно-языковой адаптации детей-мигрантов 2019-2020...

Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях малокомплектной школы

На сегодняшний день существует очень актуальная проблема в образовании – обучение детей мигрантов, которые воспринимают мир подругому, имеют свой национальный менталитет, другие религиозные уст...