Практические приемы коррекции звукопроизношения у детей ОВЗ. Практикум
презентация к уроку по логопедии

Раводина Светлана Ивановна

Практические приемы коррекции звукопроизношения у детей ОВЗ. Практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

«Практические приемы коррекции звукопроизношения у детей ОВЗ.

Организация первого этапа работы.»

Направления первого коррекционного этапа:

        Здравствуйте! Меня зовут Раводина С.И.. Работаю учителем- логопедом 18 лет МБОУ БСШ №1 им. Е.К.Зырянова. С детьми ОВЗ веду логопедический коррекционный курс «Произношение».

        За последние годы наблюдаем рост числа детей, имеющие различные речевые патологии. В нашей школе обучается 32 ребенка  ОВЗ  (дети ТНР, ЗПР). Почти все дети страдают дизартрией. Основная моя цель, как учителя – логопеда: предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников; преодоление неуспеваемости, т.к. речь является одним из показателем интеллектуального развития ребенка и служит средством коммуникации. Тема выступления «Практические приемы коррекции звукопроизношения у детей ОВЗ. Организация первого этапа работы».

В работе с дизартриками я опираясь на методические разработки Правдиной Ольги Владимировны. Автор выделяет этапы логопедической работы с  детьми. Я остановлюсь только на первом, т.к. данный этап – я считаю, становится залогом успешного прохождения последующих этапов: постановки, автоматизации, дифференциации звуков речи.

Организацию первого этапа работы провожу по нескольким направлениям.

1. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Если у ребенка спастическая дизартрия - активизирую лицевую и языковую мускулатуру, а если гиперкинетическая - формирую позу покоя, исходного положения. Массажи, лучше выполнять в положении лёжа, но если нет кушетки, то как я показала на фотографии добиваюсь положения покоя, сидя на стуле.  На занятия часто  приглашаю родителей, которые могут взять на вооружение элементы данной работы.  Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя  бы минимальным желанием помочь ребенку. Дома можно разминать   мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками. Я рекомендую в качестве массажа «пожевывание языка передними резцами, коренными зубами справа, слева, Чистить язычок о верхние резцы. Ит.д.» Важно не забывать, что все движения должны быть четкими, под счет. Методику «Точечного массажа»- биологически активных точек я взяла – у М.А.Поваляевой.

Для чего я это использую?

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;

Улучшается качество речи;

Нормализуется тонус мышц;

Дети становятся менее возбудимыми, мотивация к занятиям логопедическим повышается.

2 слайд .2 направление: Развитие мелкой моторики.

    Василий Андреевич Сухомлинский высказал однажды мысль о том, какая тонкая связь существует между мелкой моторикой и развитием речи детей: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И действительно, дети, которые способны выполнять пальчиками кропотливые действия, разговаривают значительно лучше сверстников, не умеющих этого-

 т. е. выполнять кропотливые движения, сидя на одном месте. Но, как и любой навык, мелкая моторика требует развития в виде частых тренировок. Кроме того, мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Но, к сожалению, сталкиваемся с тем, что у детей мелкая моторика формируется с отставанием от нормы!

         Родителям советую уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решая сразу две задачи: во-первых, общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, эти задания в будущем помогут избежать многих проблем формирования письма в букварный период.

Я на занятиях использую массаж пальчиков, воздействую тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Такие упражнения хорошо выполнять с помощью массажёра Су Джок в виде шара с эластичными колечками.
Массажи выполняю руками (разминаю каждую фалангу пальцев круговыми движениями).

Практические приемы:

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.

Этот прием я использую на логопедическом  занятии на этапе рефлексии (Чему мы научились?).  Каждая мысль ребёнка - узелок, завязанный на шнурке.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Рисование в воздухе.

- Крупы и игры с ними (перебирание крупы - игра «Золушка», фасоль - игры с фасолью);

- Игры с песком, водой;

- Резать ножницами,  рисовать, раскрашивать, штриховать.

На занятиях я использую   простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

 Н-р:  Этот пальчик- маленький, и т.д.

Наверное, наши прабабушки заботились о  развитии будущего поколения, играя с детьми, например «сорока» или «Идет коза рогатая», не забывали  о развитии элементарных навыков самообслуживания.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети не могут самостоятельно застегивать  и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д..

Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Учитель читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли  (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь  (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра  (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град  (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром  (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния  (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой  (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце  (описать обеими руками большой круг).

3 направление: Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу участка мозговой  системы, включая специализированную область – которая контролирует мышление, речь и поведение.

Я отрабатываю следующие движения:

- движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку;

- мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, засыпаем, просыпаемся, хмурое сдвигание бровей, удивляемся,улыбка;

- движения нижней челюстью вправо-влево.

Осуществляем во время выполнения движений три вида контроля: зрительный (зеркало), тактильный (для постановки свистящих звуков необходимо выработать на выдохе струю прохладного воздуха. Подставляем тыльную сторону ладони и проверяем себя.),        кинестетический (кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений).

4 направление: Выработка направленной воздушной струи.

На занятиях использую упражнения для укрепления мышц щёк: надувать щёки при сомкнутых губах и удерживать в них воздух, втягивать щеки при сомкнутых губах и при открытом рте.

Упражнения: сдувание мягких предметов (ватный шарик, бумажная салфетка) и твердых (карандаш, ручка).

Развиваем прием «Дыхание диафрагмой».

Использую логопедический тренажёр «Дельфа- 142.1». В данном тренажёре разработан комплекс   упражнений,  предназначенный  для отработки правильного речевого  дыхания, для формирования речевого потока, плавности и длительности выдоха. (программа позволяет тянуть звук на время, регулирует силу струи выдоха (в программе можно регулировать порог чувствительности выдоха), если фраза обрывается, то программа приглашает ребенка повторить еще раз, исправить  ошибки).

5 направление: Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с нормой произношения. Фонематический слух имеет важное  значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.Какие приемы я использую?

-Развиваю умение слушать себя, и учителя (образец правильной речи).

Но часто ребенок не слышит себя. Его речь кажется ему понятной и правильной.

-Прием работы с «Телефоном».

- Логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1» с комплексом упражнений.

                                      Игра «Убежал звук»
          Учитель  называет слова с недостающим звуком.
Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. 
Например: (.пельсин,  .нанас )

                                     Игра «Поймай звук»
          В начале игры учитель называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее учитель называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши.

                                                       Игра «Общий звук»
Учитель  называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

                                                      Игра «Придумай слово»
       Учитель  называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч учителю. Если ребенок не может придумать слово – дается еще

одна  попытка.

                                              Игра «Общий звук»

 Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например:

коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

Игра «Отгадай, что звучит» 

(шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

 Звуки должны быть ясные и  контрастные.

Заключение:

Данная работа составляет  единый  комплекс коррекционной работы, направленный на коррекцию звукопроизношения.

Исключив одно из направлений, мы остановимся на одном месте или сделаем возврат назад. Результаты данного этапа таковы:

у детей

- уменьшается количество и сила  спазмов артикуляционных мышц;

-снижается саливация (при дизартрии слюнотечения);

-ребёнок активизируется;

- снижается пассивность и безразличие, повышается мотивация.

Девизом занятий становятся простые слова:«Я - хочу, я - смогу, я - буду говорить хорошо ».

Только после этого я перехожу ко второму этапу- этапу постановки звуков речи.

Речевой аппарат готов к работе на следующем этапе!

Приложение.

Массаж Су – Джок шарами.

(Дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошке). Села кошка на ладошку,

Поцарапалась немножко,

Поиграла, поиграла,

И куда- то убежала.

 (Сначала выполняют круговые движения шариком по ладошке, затем катают по каждому пальчику, начиная с большого).

 Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

 Затевают мышки пир!

 Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

Массаж пальцев эластичным кольцом.

 (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

 Мальчик-пальчик, Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик хочет спать.

 (Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой. ) Люблю по городу гулять,

Невский – раз.

Зимний – два.

Три - красавица Нева,

 А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по садовой.

Шесть к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь - конечно, Летний Сад,

 Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

 Девять- повстречался мне

 Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

 (Начиная с мизинца, на двух последних строчках стихотворения потрясти кистями рук).

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

 Братиков не разбуди.

Встали пальчики – ура!

 В детский сад идти пора!

Стихов для пальчиковых игр очень много, и с любым можно провести маленький массаж.

 Использование Су – Джок шариков для развития памяти и мышления.

Приложение 2.

- Запускать пальцами мелкие волны.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Рисование в воздухе.

- Крупы и игры с ними(перебирание крупы- игра «Золушка», фасоль- игры с фасолью)

- Игры с песком, водой.

- Резать ножницами,  рисовать, раскрашивать, штриховать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспрессивная речь Практические приемы коррекции звукопроизношения у детей ОВЗ . Организация первого этапа работы. Лексика Звукопроизношение Словарь Фонематический слух Импрессивная речь Мелкая моторика Артикуляционная гимнастика МБОУ БСШ №1 им. Е.К.Зырянова Учитель-логопед: Раводина Светлана Ивановна Просодика

Слайд 2

Речь является показателем интеллектуального развития ребенка и служит средством коммуникации. Основная цель: предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников, преодоление неуспеваемости.

Слайд 3

Первый этап коррекционной работы включает направления: Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. 1.Массаж: мышц лица (область лба, носа, щек, скул, верхней губы). 2. Массаж языка, неба. 3. Точечный массаж .

Слайд 4

-Массаж пальцев рук (ручной, прищепкой); Физкультурные минутки; Массаж Су – Джок ; Развитие мелкой моторики в творческих заданиях и практической деятельности. 2 направление: Развитие мелкой моторики. Василий Андреевич Сухомлинский сказал однажды фразу, которая выражает тонкую связь между мелкой моторикой и развитием речи детей: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Слайд 5

УПРАЖНЕНИЯ : для укрепления мышц щёк: надувание щёк при сомкнутых губах и удерживание в них воздух, втягивание щек при сомкнутых губах и при открытом рте. Упражнения : сдувание мягких предметов (ватный шарик, бумажная салфетка) и твердых (карандаш, ручка). Логопедический тренажёр « Дельфа - 142.1» 4 направление : Выработка направленной воздушной струи

Слайд 6

- Я слышу себя и учителя (образец правильной речи); - Логопедический тренажёр « Дельфа – 142.1»; -Прием работы с «Телефоном». 5 направление : Развитие фонематического слуха.

Слайд 7

Знакомство с органами артикуляции: губы , зубы, язык, челюсть, гортань, рот. Отработка движений губ, языка через артикуляционную гимнастику. Артикуляционные упражнения. Осуществляем три вида контроля: зрительный (зеркало), тактильный (Для постановки свистящих звуков необходимо выработать на выдохе струю прохладного воздуха. Подставляем тыльную сторону ладони и проверяем себя.), кинестетический (Кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений . ). 3 направление: Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

Слайд 8

Результаты : - уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц; снижается саливация (при дизартрии слюнотечения); -снижается пассивность и безразличие; -ребёнок активизируется, повышается мотивация. Девизом занятий становятся простые слова: « Я - хочу, я - смогу, я -буду говорить хорошо ». Только после этого я перехожу ко второму этапу- этапу постановки звуков речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей...

Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...

Статья на тему "Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного...

Статья "Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ"

Об игровых приемах, применяемых в коррекции звукопроизношении у учащихся....

Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"

Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...