ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Низамутдинова Светлана Николаевна

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Низамутдинова С.Н.

Слайд 2

Проблема формирования функциональной читательской грамотности является на сегодняшний день наиболее актуальной. Чтение неразрывно связано с функциональной грамотностью устной и письменной речи, чтение художественной литературы формирует нравственные идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Слайд 3

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетентности как основу составляющей ключевых компетенций с применением средств современных технологий

Слайд 4

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей беглому осознанному чтению, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть нормативной техникой чтения, ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Слайд 5

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников — увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой .

Слайд 6

Работа по формированию читательской грамотности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями. На уроках литературного чтения использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Слайд 7

« Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся работает самостоятельно под руководством учителя ».

Слайд 8

Читательская грамотность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, учиться осознанно, самостоятельно, самостоятельно выстраивая внутренний план действий, придерживаясь этого плана, с направляющей помощью взрослого и без таковой в дальнейшем.

Слайд 9

Направление Умения Приемы Формирование навыка чтения Чтение вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. Начитанность Знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек — малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений. Умение работать с книгой Определение и выбор жанров, авторов, тем, знание элементов книги. Работа со справочной литературой, словарями, часто посещают библиотеки. Собственно читательская деятельность Восприятие, интерпретация, оценка произведения. Комплексная работа с текстом. Направления работы учителя по формированию читательской компетентности обучающихся младших классов

Слайд 10

— активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); — положительное эмоционально — окрашенное отношение к чтению, творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. К ритерии читательской грамотности

Слайд 11

— положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); — заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»); — увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); — стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали ») П оказатели читательского интереса младших школьников

Слайд 12

Таким образом, в результате применения на уроках литературного чтения комплекса специфических приёмов и методов, у учеников, к концу начальной школы будут заложены основы грамотного читателя, у которого будет выработана устойчивая привычка к чтению, сформирована духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Если ребенок будет владеть техникой чтения, уметь понимать прочитанное, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, то можно будет говорить о сформировавшейся читательской компетентности. Одной из эффективных технологий в практике обучения чтению – имеет место технология стратегий чтения.

Слайд 13

Вид деятельности Предтекстовая Текстовая Послетекстовая Мозговой штурм Чтение в кружок Вопросы после текста Глоссарий Чтение про себя с вопросами Тайм-аут Ориентиры предвосхищения Чтение про себя с вопросами (методика работы со слабочитающими) Список тем книги Батарея вопросов Чтение про себя с пометками Анализ языковых средств Предваряющие вопросы Дневник двойных записей Проверочный лист Рассечение вопроса Чтение в кружок Эссе, РАФТ, синквейн Алфавит за круглым столом Соревнуемся с писателем Стратегии чтения

Слайд 14

Мозговой штурм . Цель данной стратегии — актуализация уже имеющихся знаний и опыта, которые имеют конкретное отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). Предтекстовая деятельность

Слайд 15

Глоссарий (словарная работа, ключевые слова (понятия) . Цель данной стратегии — актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Организация работы с ключевыми понятиями: 1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией. 2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа). 3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться). 4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему. Предтекстовая деятельность

Слайд 16

Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения ). Цель стратегии та же — актуализация предшествующих знаний, имеющих отношение к теме произведения. Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему). Предтекстовая деятельность

Слайд 17

4.Задай вопрос . Осмысление материала всегда должно начинаться с задавания вопросов (Что это? Почему? Зачем мне это нужно?) Цель учителя — спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Данная стратегия используется следующим образом: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление). Тем не менее, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, допускается ознакомиться с текстом в режиме просмотрового чтения, и это произойдет гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…» 5. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста). В данной стратегии обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность. Предтекстовая деятельность

Слайд 18

5.Оценка текста . Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. В этой стратегии очень важно, чтобы ученик как-бы «приподнялся» над текстом, оценил бы его целиком, как единицу информации. Т.е. ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа по следующим направляющим вопросам: — какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? — какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? — в каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д. Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения — развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста Предтекстовая деятельность

Слайд 19

Цель использования стратегий на этом этапе — понимание текста и создание его читательской интерпретации. Условно данный этап можно назвать «диалог с текстом» . Т.е . с точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения, а с точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора. Стратегии текстовой деятельности

Слайд 20

«Чтение с остановками ». Основная цель данной стратегии — управление процессом осмысления текста во время его чтения . Суть заключается в чтении отрывка (абзаца) текста и тут же ответов на вопросы к нему, прежде чем перейти к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть нацелены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирования следующих развития событий. Следовательно, при чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста. Стратегии текстовой деятельности

Слайд 21

«Чтение с пометами ». Цель стратегии – отслеживание понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометки, например, «+» – понял, «-» – не понял, «?»– требует обсуждения. После чтения текста обсуждаются пометки и проверяется осмысление текста . Стратегии текстовой деятельности

Слайд 22

Составление таблиц . Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид. (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ. Данная стратегия является достаточно сложной и требует от учащихся умений составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста, что, в свою очередь, является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста. Стратегии текстовой деятельности

Слайд 23

1 . Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки. 2 . Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку. 3 . Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Стратегии текстовой деятельности План в вопросах Ключевые слова (основные мысли) Индивидуальные слова (детали) 1. 2. 3. 4.

Слайд 24

4. Составление трех вариантов текста. Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого пересказа необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования — колонка № 1. В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов. Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа. Стратегии текстовой деятельности

Слайд 25

Основная цель данных стратегий — достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Отношения между вопросом и ответом. Цель – обучение пониманию текста. Является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2). В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях. Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос. Стратегии послетекстовой деятельности

Слайд 26

Кубик (ромашка) Блума Клас сификация Б. Блума «Ромашка Блума » , в которой используют 6 типов вопросов: 1) простые вопросы 2) уточняющие вопросы 3) интерпретационные (объясняющие) вопро сы 4) творческие вопросы 5) практические 6) оценочные вопросы Стратегии послетекстовой деятельности

Слайд 28

Работа с выводами. — раскрыть один из выводов; — сформулировать собственную систему выводов; — дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями; — в качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но — на которые прямых ответов в тексте не содержится Стратегии послетекстовой деятельности

Слайд 29

«Стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии чтения делятся на стратегии предтекстовой , текстовой и послетекстовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности...

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...

Развитие читательских умений как условие формирования функциональной грамотности младшего школьника

Статья о развитии читательских умений с упражнениями по развитию функциональноо навыка техники  чтения....