Конспект логопедического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс, программа 7.1, 7.2 «Звук. Способы образования различных звуков. Строение артикуляционного аппарата»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия рекомендован для обучающихся в первом классе с ЗПР. На занятии дети познакомятся со звуками и способами образования различных звуков. Узнают строение артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1kl.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 5»
Конспект логопедического занятия
для обучающихся с ЗПР, 1 класс,
программа 7.1, 7.2
«Звук. Способы образования различных звуков.
Строение артикуляционного аппарата»
учитель-логопед: Игина О.В.
г. Камень-на-Оби
2022 г.
Звук. Способы образования различных звуков.
Строение артикуляционного аппарата.
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.
Задачи:
1) Коррекционно –образовательные:
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно –развивающие:
• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;
• Развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно –воспитательные:
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков, схема артикуляционного аппарата.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, меня зовут… я учитель-логопед.
Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.
А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)
Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).
Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?
А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.
Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится «Игра молчанка».
Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?
Человека окружает множество звуков.
Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.
Чем вы слушали? (Ушами).
Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином речевой звук.
Игра «Звукоподражания».
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).
Можно ли считать это речью?
Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
5. Знакомство с органами артикуляции.
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом
Красные звери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами):
Первая дверь это губы, вторая - зубы.
Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы, почувствовали бугорки - это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
Органы, которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом - артикуляционный аппарат.
Теперь посмотрим на схему артикуляционного аппарата и назовем его части:
Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.
6. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения: «Иглочка», «Лопата», «Качели»…
Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года? Правильно осень, несмотря на то, что на улице лежит снег у нас все еще осень, точнее последний месяц осени- ноябрь.
Давайте немного отдохнем, встали 7. Физминутка.
Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо; На веточках сидели присесть, взмахивая руками; Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед; И мы полетели. легкие взмахи руками;
Летели, летели. легкие взмахи руками;
И на землю тихо сели. медленно присесть.
8. Дыхательная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки»).
9. Понятие звуки. Характеристика звуков.
Мы сегодня много говорим о звуках, а что такое звуки?
Даем характеристику звукам гласным и согласным.
Работа со фишками и схемами.
10. Звуковой анализ слов.
Теперь выложим из фишек слово: лук, оса, луна.
11. Понятие буквы.
Ребята, вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. У каждой буквы есть свое название. Например звук (л) а, бувка эл и т. д.
12. Выложим букву из шнурочков.
Но вначале нам необходимо выполнять упражнения для пальчиков. «Проглот» (с использованием салфетки).
13. Итог.
Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.
Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...
конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"
Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...
План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс программа "Школа2100". Приставка.
План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс, программа "Школа 2100".Тема: "Приставка", 1 урок....
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...
Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"
Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....