"Влияние нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом у младших школьников"
статья по логопедии

Галиахметова Ирина Юрьевна

В настоящее время проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибок в письменных работах младших школьников с нарушением звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Речевое развитие детей младшего школьного возраста представляет собой одну из наиболее остро стоящих проблем в обучении русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является развитие речевой деятельности в письменной и устной формах.

Письменная речь представляет собой одну из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. Это более поздняя, можно сказать вторичная, по времени возникновения форма. Если устная речь всего лишь отделила человека от животного мира, то письменность является одним из величайших изобретений, которое было создано человеком. Письменная речь стала не просто переворотом в методах передачи, накопления и обработки информации, она изменила непосредственно самого человека и, сильнее всего, его способность к абстрактному мышлению. В это же время письменная и устная речь неразрывно связаны между собой и находятся во взаимной зависимости друг от друга.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения. Около 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид нарушения письменной речи (дисграфии). Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся остроактуальной.

Итак, процесс освоения письменной речью находится в тесном взаимодействии со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что причиной дисграфии могут быть те же функциональные и органические нарушения, которые вызывают нарушения устной речи.

Процесс письма — это сложный психофизиологический процесс, в осуществлении которого участвуют различные отделы коры головного мозга. Для овладения письмом необходима достаточная  сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление. В отличие от устной речи, которую ребенок усваивает непроизвольно, по подражанию, письменная речь с самого начала усваивается сознательно и только в процессе специального обучения. Однако если человек недостаточно овладел произносительной стороной речи, то процесс овладения грамотой будет затруднён. Установлено, что на эффективность обучения детей грамоте можно рассчитывать в том случае, если у человека сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Овладение грамотой базируется на умении человека слышать звуки речи, разлагать слова на слоги и слоги на звуки. За анализом следует синтез: ученик, читая слова, им самим составленные или написанные, применяет синтез.

Нарушения речи, а также ограниченность речевого общения могут оказывать отрицательное влияние на формирование личности ребенка, провоцировать разнообразные психические наслоение, развивать специфические особенности в эмоционально-волевой сфере, а также формировать такие отрицательные качества характера, как чувство неполноценности, негативизм, замкнутость, нерешительности и застенчивость. Все это оказывает негативное воздействие на овладение грамотой, успеваемость в целом и дальнейшем освоении профессии.

На данный момент в школу начинает приходить все больше первоклассников, чей уровень готовности к письму, чтению и обучения не позволяет им успешно обучаться на основе текущих программ. Обучение подобных детей без внесения в учебную программу существенных методик становится причиной возникновения нарушений письма и чтения, которые представляют собой одну из главных причин неуспеваемости младших школьников. Для устранения данных нарушения необходимыми являются коррекционные занятия, эффективность которых, как показали исследования, существенно снижается по ходу увеличения времени, которое разделяет момент появления нарушений и начало занятий.

Получение информации касательно уровня готовности к овладению грамотой представляет собой лишь первую ступень осуществления диагностического обучения. Следующей же ступенью является разработка новых методик и программ обучения, изменение форм его организации для детей с различными уровнями готовности к овладению грамотой. В ходе дифференцированного обучения грамоте должны быть учтены разнообразные варианты состояния готовности к систематическому овладению письменной речью, причем следует специально разрешить вопрос касательно методики и метода обучения грамоте детей с низким уровнем готовности к ее овладению. В качестве обязательного компонента данного обучения должна выступать пропедевтика нарушений письма и чтения, иначе говоря, развитие тех психофизиологических процессов и функций, на которых основывается успешное овладение грамотой.

Обучение таких детей грамоте должно способствовать их общему развитию, усвоению письма и чтения на уровне требований школьной программы, формированию полноценной учебной деятельности.

Ребенок с нарушением устной речи, в период дошкольного обучения, когда начинают предъявляться гораздо более высокие требования к речи, сталкивается с различными трудностями в обучении и не может овладеть чтением и письмом на нормальном уровне в течении многих лет.

Так, например, нарушения фонематической стороны речи приводят к тому, что ребёнок длительное время не может освоить процесс чтения (от 3 до 4 лет): читает по слогам, заменяет или смешивает буквы, искажает окончания, а на письме наблюдаются пропуски букв, слогов, перестановки, замены. Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов не позволяет ребёнку овладеть многими грамматическими правилами. Кроме того, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Итак, нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения и письма, которое проявляется в стойких специфических ошибках, во-вторых, к снижению учебной мотивации, из-за того, что ребёнку приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения и письма.

Для того, чтобы помочь детям, у которых нарушена письменная и устная речь, необходимо оказывать им систематическую и своевременную логопедическую помощь, так как исправление нарушений звукопроизношения требует профессиональных знаний, а специфические ошибки в чтении и письме не могут быть преодолены за счет обычных школьных методов.

На коррекционных занятиях используются специальные упражнения и игровые приемы, таким образом, чтобы развивать все речевые и неречевые компоненты, а также вызывать положительные эмоции к процессу обучения. Так, например, упражнение «Паутинка» одновременно развивает навыки деления слов на слоги, закрепляет навык чтения слогов и слов, совершенствует оптико-пространственные представления детей, т. к. при чтении слогов необходимо движение глаз вверх, вниз, вправо, влево . При работе над согласованием имени существительного с именем прилагательным используется упражнение «Дописывание окончаний» в словосочетаниях, предложениях и текстах. Такое задание развивает не только умение согласовывать слова между собой, но и развивает фантазию, творческое воображение. Артикуляционная гимнастика рассказывается в виде весёлой сказки, чтобы привлечь внимание ребенка к упражнениям для языка. Для закрепления звукопроизношения используются игры с мячом, так как это отвлекает внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Все коррекционные упражнения и игровые приёмы имеют определённые цели и применяются в зависимости от речевого нарушения и этапа работы.

Выводы. Нарушения в произносительной стороне речи при наличии трудностей с процессом освоения грамоты представляет собой первичный дефект, а значит, при его успешной корректировке, ребенок сможет справиться с овладением грамоты и в дальнейшем в целом со школьной программой.

Коррекционное логопедическое воздействие, которое направлено на преодоление речевых нарушений, основывается на компенсаторных возможностях детского или взрослого организма, имеющего нарушения речи. Компенсация является сложным многоаспектным процессом перестройки психологических функций.

            Исходя из этого, проблема, связанная с нарушением связной устной и письменной речи детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии, представляет собой одну из наиболее важных проблем в школьном обучении. Связано это с тем, что чтение и письмо из цели начального обучения в дальнейшем становятся средством получения новых знаний.

 

 

 

Литература 

1.      Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. – М.: Прогресс,2015. – 187 с.

2.      Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – М.: Просвещение, 1997. - 252с.

3.      Агишева Н.Р. Специфические нарушения письма у младших школьников

4.      Филенкова С. А. Нарушение письменной речи у младших школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Р...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Профилактика моторных затруднений в процессе овладения письмом

Профилактика моторных затруднений в процессе овладения письмом...

Исследовательская работа Особенности нарушений письма у младших школьников и процесс его коррекции.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития. Немаловажную роль в повышении ...

Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда ....

Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи

Нейропсихологический подход как  здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи....