«Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР»
статья по логопедии (1 класс)

Перетятько Наталья Александровна

Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_peretyatko_n.a.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР»

Как известно, современное общество накладывает большой отпечаток на все сферы общественных отношений, куда входит коммуникативное взаимодействие школьников со сверстниками. На данный момент, обучение в условиях введения ФГОС НОО ориентировано на всестороннее развитие творческой активности ребёнка, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Следовательно, немаловажным условием успешного обучения в школе является сформированность всех структурных компонентов речи.  

Начало обучения в начальной школе для каждого учащегося является трудным периодом.  Во многом, это связано с процессом адаптации ученика к новым условиям обучения, а также с возрастным развитием. Не многие дети, в начальной школе, в силу своих возрастных особенностей, способны связно, осознано и правильно ответить на заданные вопросы, многие, испытывают трудности при составлении рассказов и пересказа текстов. У младших школьников ещё не развита скорость и легкость осознанного воспроизведения школьных правил, текстов, стихотворений, они не обладают высокой готовностью к запоминанию.

Более наглядно, в период школьного обучения, проявляются проблемы с освоением связной речи у детей общим недоразвитием речи.  У таких детей недостаточно сформирован словарный запас, он беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой, данные дети испытывают трудности при построении эффективной коммуникации со сверстниками и педагогами. Им трудно построить развернутую фразу, поддержать диалог и выстроить монолог. Здесь сказывается слабо развитое логическое мышление, недостаточно устойчивое внимание, снижение вербальной памяти. Таким образом, младшим школьниками с ОНР, трудно запоминать стихи, тексты, правила и орфограммы, в целом страдает продуктивность запоминания.

Одним из эффективных приемов развития связной речи у детей с ОНР, является мнемотехника.

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)».

Наиболее полная характеристика состава операций мнемического действия дана в исследованиях В.Я. Ляудис. Она выделяет четыре операции мнемического действия:

1.Ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры.

2.Поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки.

3.Группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями.

4.Установление межгрупповых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (схема, воспроизводящая состав в категориях материала и его структуру).

Приемы мнемотехники способствуют развитию памяти, зрительного и слухового восприятия, образного мышления, а также развивают и обогащают словарного запаса ребенка в целом. Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Метод строится от простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.  Многие приёмы мнемотехники мы знаем ещё со школы. Например: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. 

Мнемоквадрат это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слово по картинкам.  Данный приём мнемотехники можно использовать при работе над словарными словами, ребенок создает ассоциацию, зрительный образ слова, таким образом, запоминая как пишется данное слово.

Мнемодорожка — это схема, в которую заложена определённая информация. Первоначально, создается впечатление, что картинки между собой не имеют никакой связи, но в дальнейшем, учащийся соединяет их между собой таким образом, что картинки, в конечном итоге, соединяются в сюжет, таким образом, схематическое изображение помогает активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Так, с помощью данного метода, можно ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Мнемотаблицы — это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы. Для того, чтобы нарисованное было понятно для учащегося, составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа. Выделяют последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Чтение и обсуждение текста;

2. Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено;

3. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;

4. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить мотивацию школьника, побуждает желание пересказать текст, рассказать стихотворение. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи детей младшего школьного возраста.

Список литературы:

1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с. 2.

2. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с.

3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

5. Фатеева, Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г. И. Фатеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»...

Применение мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ.

Методические разработки по применению мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ....

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у учащихся

Статья знакомит с некоторыми особенностями развития связной речи у умственно отсталых  учащихся и показывает актуальность использования приёма мнемотехники на уроках логопедии....