Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка.
картотека по логопедии

Демиденко Татьяна Валерьевна

Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр. Примерные пальчиковые игры для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_palchikovyh_igr_na_razvitie_rechi_detey.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей.

     В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?

     Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры.

     Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих   рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшать произношение многих звуков.

     В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают мелкие движения рук, речь, умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

     Выполняя различные упражнения, пальцы и  кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой с ребенком обсудите ее содержание, сразу отработайте необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

 3. Выполняйте все упражнения в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлечь, по возможности, все пальцы руки.

5. Следите за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

 6. Добивайтесь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

7. Все указания давайте спокойным, доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывайте помощь.

8. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

9. Выберете 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

10. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Никогда не принуждайте. Это может «отбить» интерес к игре.

Примеры пальчиковых игр для детей  младшего школьного возраста.

“Паучок”

Паучок ходил по ветке,    
А за ним ходили детки.  

 (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил ,  

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.   (хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,    

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,  (Действия аналогичны первоначальным.)
А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,   (Движения прямыми кистями вниз-вверх).          

 Мы морковку трем,  (Движения кулаков к себе и от себя).                    

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпку  солью).  

Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

«Квасим капусту»

Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что ещё за хруст?

Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)

Мы капусту солим – солим,  (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

«Ладонь-кулак»

- Хочешь? Тоже делай так:

То – ладонь, а то – кулак.

Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая – ладонь, левая – кулак).

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд  (показать ладони с выпрямленными пальцами)
Десять крепеньких ребят  (
сжать пальцы в кулак).
Эти два – всему указки   (показать два указательных пальца),

Все покажут без подсказки  (соединить их с большими пальцами).
Пальцы – два середнячка  (показать два средних пальца),
Два здоровых бодрячка  (соединить их с большими пальцами).
Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы

(показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).
Два мизинца – коротышки

(показать мизинцы, остальные придерживать  большими пальцами).
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых    

 (показать два больших пальца, остальные сжать в   кулак).

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику) 

Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

        

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) 

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками) 

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

«На ёлке» 

Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши) 

И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) 

Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши) 

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями)  

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках)           

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

        

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга  попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

– Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать? Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и...

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует разви­тию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кис­ти рук становятся более подвижными и...

методическая разработка «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.Были выделены следующие задачи:1.      повысить речевую активность;2.      учить слушать и...

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

laquo;Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...