Логопедический массаж
статья по логопедии (1 класс)

Харламова Светлана Васильевна

 Массажная процедура:нормализует тонус мышц, участвующих в артикуляции, улучшит моторику артикуляционного аппарата, снизит влияние параличей на мимику и речь, сформирует навык координации движений артикуляционных органов (гортани, голосовых складок, языка, неба, челюстей, губ, носоглотки) скорректирует гиперкинезию, синкинезию (непроизвольные движения)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический массаж14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.

 Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.

 Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Массаж лица и органов артикуляции

 1. Массаж мышц лица

 Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

 Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.

 Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

 Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

 Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

 Упражнение №5. Игра «Звонок».

 Произносится нараспев:

 - «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),

 - «Потолок» (прикоснуться ко лбу),

 - «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),

 - «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

 Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

 Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

 Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

 2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

 (Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

 1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.

 2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.

 3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.

 4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.

 5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».

 6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»

 7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».

 8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.

 9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.

 10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

 Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.

 Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...

Что такое логопедический массаж и чем он полезен?

Консультация предназначена для родителей дошкольников. В доступной форме описывается необходимость логопедического массажа на органы артикуляции. Предлагаются элементы массажа кистей рук, которые могу...

Приёмы логопедического массажа.

Даны некоторые приёмы логопедического массажа....

Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».

Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....

Логопедический массаж при дизартрии

Описание приемов массажа языка, щёк, губ ребенку с ДЦП со спастической тетраплегией с тяжелой формой псевдобульбарной дизартрии...

Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...

Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений.

1. Методические указания к проведению расслабляющего, активизирующего массажа2. Массаж плечевого пояса, шеи, мимической мускулатуры3. Массаж мышц губ, языка, щек, мягкого, твердого неба.4. Инструмента...