Скандированная речь (Рваная речь, Рубленая речь)
консультация по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Скандированная речь (Рваная речь, Рубленая речь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skandirovannaya_rech_rvanaya_rech_rublenaya_rech.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Скандированная речь (Рваная речь, Рубленая речь)

Скандированная речь представляет собой замедленное отрывочное, послоговое произнесение слов и фраз. Является характерным признаком мозжечковой дисфункции, встречается при атактической дизартрии, рассеянном склерозе, энцефаломиелите, опухолях мозжечка, наследственных атаксиях, мозжечковом инсульте. Диагностика направлена на выявление причины и очага поражения в головном мозге (МРТ, КТ-сканирование), обязательно проведение логопедического обследования. Лечебная тактика определяется основной патологией, может включать фармакотерапию, нейрохирургическое вмешательство, речевую терапию.

Почему возникает скандированная речь

Мозжечковая дизартрия

Скандированная речь – патогномоничный признак мозжечковой дизартрии, развивающейся при вовлечении в патологический процесс мозжечка и кортико-церебеллярных путей. При этом возникает дискоординация движений, в т. ч. речевых органов. Тонус артикуляционных мышц понижен, удержание поз затруднено, целенаправленные движения невыполнимы. Происходит нарушение ритмической схемы и интонационно-мелодического рисунка фразы.

Речь больного с мозжечковой дизартрией напряженная, сопровождается определенными усилиями, вазомоторными реакциями (сердцебиением, колебаниями АД, потливостью). Устное высказывание характеризуется наличием остановок, пауз между слогами и словами. Скандированная речь фрагментарная, толчкообразная, похожа декламацию. Иногда ее называют «рваной» или «рубленой». Нарушаются голосовые модуляции, отмечается ринофония, к концу фразы голос затухает. Все это влечет за собой снижение разборчивости и членораздельности речи.

У детей факторами риска возникновения мозжечковой дизартрии выступают различные перинатальные осложнения:

  • резус-конфликт;
  • недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • ДЦП.

Рассеянный склероз

Патогенетическую основу рассеянного склероза (РС) составляет процесс демиелинизации нервных волокон головного и спинного мозга, образованием глиозных рубцов (бляшек) вместо утраченной функциональной ткани. Мозжечковые расстройства наблюдаются у 60-87% больных. Они включают атаксию, асинергию, дисметрию. Специфическим клиническим признаком является триада Шарко, представленная интенционным треморомнистагмом, скандированной речью. Также характерна макрография.

Мозжечковый инсульт

Патология может быть вызвана тромбозом артерии мозжечка или кровоизлиянием в церебеллярную ткань. Клиника мозжечкового инсульта складывается из атактического синдрома, головокружения, тошноты и рвоты, глазодвигательных нарушений (нистагм, расходящееся косоглазие, диплопия). Речевая функция нарушается по типу мозжечковой дизартрии: речь больного неплавная, смазанная, с сопутствующим дрожанием голоса. Скандированная речь также может наблюдаться при стволовом инсульте.

Мозжечковая атаксия

Опухоли мозжечка

Среди объемных образований мозжечка встречаются глиомы, гемангиобластомы, астроцитомымедуллобластомыметастатические опухоли и др. Их рост сопровождается общемозговыми (цефалгии, головокружение, тошнота) и мозжечковыми расстройствами (шаткость походки, неустойчивость позы, нистагм, речевые нарушения). Речь послоговая, замедленная, диспросодичная.

Нейроинфекции

Поражение мозжечка может возникнуть после перенесенной вирусной инфекции: ветряной оспы, гриппа, эпидемического паротита, инфекционного мононуклеоза и ряда других. Бактериальные осложнения нередко развиваются при переходе отогенного воспаления на заднечерепную ямку (например, при мастоидите). Иногда триггером выступает вакцинация. Скандированная речь встречается при следующих патологиях:

Наследственные заболевания

Генетические синдромы, которые сопровождаются прогрессирующей атрофией мозжечка, также протекают с атактическим и дизартрическим синдромом. Феномен скандированной речи может определяться при ряде наследственных заболеваний:

Другие причины

Группа заболеваний, вызванных патологией мозжечка и сопровождающихся дискоординацией движений, объединяют в группу мозжечковых атаксий. В этих случаях также нарушается речевая моторика, что проявляется скандированной речью. Причины мозжечковых атаксий разнообразны:

Диагностика

Поскольку скандированная речь является симптомом неврологических нарушений, в первую очередь пациента осматривает врач-невролог. Кроме этого, требуется консультация клинического логопеда, в некоторых случаях – нейрохирурга, генетика. Используются следующие виды диагностики:

  1. Неврологический осмотр. Проводятся пробы (пальце-носовая, пальцеуказательная, пяточно-коленная, на дисметрию, на диадохокинез, на асинергию и др.). При физикальном осмотре на поражение мозжечка указывает интенционный тремор, неустойчивость в позе Ромберга, шаткость походки, нистагм, скандированная речь. Часто обнаруживается дисфагия.
  2. Методы нейровизуализации. Признанным стандартом обнаружения патологических очагов в головном мозге является МРТ-сканирование. При этом могут быть выявлены участки атрофии, очаги ишемии, гематомы, кровоизлияния, опухоли. Для определения участков демиелинизации МРТ необходимо проводить с контрастным усилением.
  3. Методы ЭФИ. Дополнительно может потребоваться регистрация электроэнцефалографииЭНМГвызванных потенциалов (зрительных, акустических, соматосенсорных).
  4. Лабораторные методы. Исследование цереброспинальной жидкости помогает идентифицировать вирусных возбудителей при постинфекционной этиологии мозжечкового синдрома. Люмбальная пункция с забором ликвора также необходима для исследования олигоклональных иммуноглобулинов G при подозрении на РС. Для диагностики наследственных атаксий используется генодиагностика – секвенирование экзома.
  5. Логопедическая диагностика. Логопед проводит оценку устной речи при произнесении больным отдельных слов, фраз, ответов на вопросы, монолога. Признаками скандированной речи является говорение по слогам, с паузами, ударениями, диспросодия. Анализ почерка указывает на изменение его характера по типу мегалографии. При проведении специальных проб обнаруживается тремор языка, неточность воспроизведения и трудности удержания артикуляционных укладов.

Эрготерапия

Лечение

Терапия основного заболевания

Основное внимание у пациентов с речевыми проблемами уделяется этиопатогенетическому лечению причинной патологии. Конкретная тактика зависит от природы мозжечкового синдрома:

Логотерапия

Коррекция мозжечковой дизартрии направлена на выработку плавности, мелодичности речи. По мере восстановления ритмичности переходят к восстановлению темпа и выразительности речи. С этой целью используются:

Иногда (например, при прогрессирующих нейродегенеративных заболеваниях) существенного улучшения речевой функции достичь не удается. Скандированная речь остается у пациента пожизненно.

Литература

1. Мозжечок и психо-речевые функции/ Кудрявцева С.О., Мухамбетова Г.А., Бердыкенова А.Ж., Акмурзина А.Б.// Наука о жизни и здоровье. – 2011.

2. Логопедия. Дизартрия/ Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. — 2009.

3. Оценка клинико-функциональных и компьютерно-томографических признаков у больных с ишемическим инсультом в мозжечке/ Мусабекова Т.О., Батыров М.А. // Вестник КРСУ. - 2017. - Том 17. - No3.

4. Оценка функционального дефекта у больных рассеянным склерозом/ Коротина И. Ф., Игнатьева О. И.// Инженерные технологии и системы. – 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...